Программное обеспечение планирования и исполнения бюджета

Министерство управления финансами Самарской области в настоящее время использует два главных инструмента в работе: программный комплекс АИС "Прогноз и планирование бюджета" и АС «Бюджет» - разработчик  обоих инструментов НПО Криста г. Рыбинск Ярославская область.

Основные задачи, решаемые комплексом АС Бюджет:

  • Управление государственными и муниципальными финансами в рамках концепции бюджетирования, ориентированного на результат:
    • Комплексная автоматизация деятельности финансового органа развивается с 1994 г.:
      • Организация электронного взаимодействия финансового органа, распорядителей и получателей бюджетных средств развивается с 2000 г.
      • Организация полнофункционального электронного обмена финансового органа с учреждениями банков реализуется с 2001 г.
      • Организация оперативной доставки в казначейство документов, обосновывающих расходы получателей развивается с 2003 г.
    • Управление бюджетами поселений развивается с 2005 г.
    • Автоматизация деятельности администраций муниципальных образований развивается с 2007 г.
  • Управление в сфере охраны здоровья населения и среды обитания реализуется с 1999 г.
  • Технический учёт и техническая инвентаризация объектов недвижимого имущества развивается с 1997 г.
  • Комплексная автоматизация деятельности промышленных предприятий разрабатывается с 2004 г.

В министерстве широко используется разработка этой фирмы – программный комплекс АС «Бюджет», который нашел применение и во многих городских округах и муниципальных районах области, а также городах, в том числе и Самаре. Таким образом, можно сказать, что на основе АС Бюджет создается единое информационное пространство области.

 

АС «Бюджет» предназначена для комплексной автоматизации деятельности финансовых органов субъектов РФ и муниципальных образований на всех этапах исполнения бюджета. Он позволяет организовать исполнение бюджета в соответствии с действующим бюджетным законодательством, обеспечивает создание системы управленческого бюджетного учета и отчетности финансового органа, поддерживает различные варианты кассового обслуживания исполнения бюджета в органах Федерального казначейства.

 

Его внедрение обеспечило создание новых форм и методов управления общественными финансами на основе современных информационных технологий; создание единого централизованного хранилища данных ФО; повышение эффективности работы сотрудников ФО и оперативности их взаимодействия благодаря использованию специализированного программного обеспечения и методов групповой обработки данных в едином централизованном хранилище; существенное сокращение объема трудоемких рутинных операций, минимизация количества ошибок, допускаемых при ручной обработке информации, благодаря механизмам автоматического контроля и экспорта/импорта данных; внедрение казначейских принципов организации исполнения бюджета, обеспечение большей прозрачности и эффективности бюджетных расходов, экономии бюджетных средств; внедрение технологии конвейерной обработки и множественного визирования электронных документов различными исполнителями в пределах зоны их ответственности, учитывающую существующую нормативно-правовую базу и обеспечивающую защищенность, управляемость и доступность документов; получение достоверной оперативной информации и необходимой аналитической отчетности в режиме реального времени.

 

Кроме Самарской области АС «Бюджет» используют 25 субъектов РФ и около 600 муниципальных образований;

 

Кроме того, функционально система может быть введена в эксплуатацию не полностью. Дополнительная функциональность (дополнительные модули и компоненты базы данных) может быть активизирована или приобретена по мере необходимости без потери информационного наполнения, что делает систему гибкой в применении и позволяя закупать только те модули, которые непосредственно нужны в работе министерству. Сама фирма «Криста» предлагает целый ряд сопутствующих программных продуктов, которые могут внедряться в развитие АС «Бюджет», в том числе для организации электронного документооборота между участниками бюджетного процесса, учета и контроля государственных (муниципальных) контрактов и договоров, планирования исполнения бюджета и т.д.

Еще одним плюсом программного комплекса является его относительно низкая зависимость от разработчика в задаче расширения набора аналитических и отчетных форм. Помимо стандартных форм первичных и отчетных документов, соответствующих законодательству Российской Федерации, система имеет пакет специализированных отчетных и аналитических форм (свыше 200 форм) и инструментарий для его наращивания - генератор отчетов. Генератор отчетов от известных аналогов отличают следующие существенные особенности:

  • высокая динамичность и рекордно-малое время перестроения отчетов;
  • возможность изменения не только шаблонов вывода, но и алгоритмов формирования данных;
  • возможность не только изменять существующие отчеты, но и создавать на их основе новые;

Обеспечена относительно низкая зависимость от разработчика в задаче расширения функциональности интерфейсов. Встроенный в систему макроязык ABL специально предназначен для расширения ее функциональных возможностей, не зависимо от разработчиков. На ABL программируются функции экспорта/импорта данных, контроля и анализа, дополнения и порождения новых данных и т.д. ABL - это объектно-ориентированный русифицированный язык, программирование на ABL доступно квалифицированным ИТ-специалистом.

Система в министерстве управления финансами Самарской области в работе использует СУБД Oracle (НПО «Криста» предлагает к применению две СУБД: Interbase и Oracle),которая  реализует технологию «клиент-сервер». СУБД Oracle надежна, масштабируема, эффективна при обработке больших объемов данных при обращении многих пользователей одновременно. Использование СУБД Oracle качественно увеличивает производительность системы.

 

Автоматизированная информационная система «Прогноз и планирование бюджета»

АИС «Прогноз и планирование бюджета» предназначена для комплексной автоматизации процесса формирования проекта бюджета и среднесрочного финансового плана субъекта РФ (МО) на краткосрочный и среднесрочный периоды.

Цели внедрения

  • Автоматизация процесса планирования бюджета, повышение эффективности согласования информации между участниками процесса планирования.
  • Обеспечение информационно-аналитической и инструментальной поддержки процессов принятия решений специалистами финансового органа при формировании проекта бюджета и среднесрочного финансового плана.
  • Систематизация и обобщение алгоритмов и методик планирования бюджета.

Состав и функциональные возможности

АИС «Прогноз и планирование бюджета» включает следующие функциональные подсистемы:

  • Планирование доходной части бюджета и доходной части среднесрочного финансового плана. Для планирования доходной части бюджета и среднесрочного финансового плана выполняется сбор информации из различных источников о налогооблагаемой базе, о фактическом и ожидаемом поступлении доходов, о направлениях бюджетной и налоговой политики и т.д. По каждому коду дохода выполняется расчет оценки ожидаемого исполнения за текущий год и расчет прогноза поступления доходов на очередной финансовый год и плановый период. Расчет по каждому доходному источнику выполняется по одному или нескольким алгоритмам в одном или более вариантах (варьируется эндогенные показатели, алгоритмы расчета, целевые ориентиры, сценарные условия). На основе сравнительного анализа рассчитанных вариантов осуществляется выбор оптимальных алгоритмов и их параметров. Система поставляется вместе с набором шаблонов разработанных алгоритмов для каждого доходного источника.
  • Программный модуль «Реестр расходных обязательств».
  • Планирование расходной части бюджета и расходной части среднесрочного финансового плана. Планирование расходной части финансового плана осуществляется с использованием различных методов (нормативного, учетного, программно-целевого и др.) с разделением на бюджет действующих и принимаемых обязательств. Сметный и программно-целевой подход реализуется на основе итерационного согласования показателей бюджета между ФО, ГРБС, РБС и ПБС. Итерационное согласование осуществляется методами «сверху вниз», «снизу-вверх», «двунаправленным» и «комбинированным». Существует возможность пообъектного планирования расходов, т.е. расчета суммы, необходимой на содержание конкретного объекта, например, на содержание автотранспорта, исходя из его характеристик и заданных нормативов по конкретному вида расходов. Может выполняться планирование расходов в натуральных показателях. Для получения информации о сетях, штатах и контингентах, имуществе ГРБС, РБС и ПБС реализована интеграция с АС «Смета». На всех этапах ввода и согласования данных применяется бюджетный и логический контроль.
  • Программный модуль "Государственное (муниципальное) задание"
  • Программный модуль "Ведомственные целевые программы"
  • После того, как выполнен прогноз доходной и расходной части бюджета, определяется полученная сумма дефицита. Если сумма дефицита превышает максимально допустимое значение, то осуществляется балансировка доходной и расходной частей путем:
    • изменения параметров доходной части (изменения налоговой политики, политики межбюджетных отношений и пр.);
    • изменение приоритетов расходования бюджетных средств;
    • варьирования норм в натуральных показателях и денежной форме;
    • разработка программ привлечения средств;
    • разработка программ вложения бюджетных средств.
  • Планирование источников финансирования дефицита бюджета, объема заимствований и средств, предоставляемых на возвратной основе. Если проект бюджета (среднесрочного финансового плана) планируется с дефицитом, то определяется источник финансирования дефицита бюджета. Планирование осуществляется на основе информации администраторов источников об ожидаемой оценке исполнения в текущем году и прогнозе поступлений на следующий год. В составе источников финансирования дефицита бюджета отдельно планируются долговые обязательства. По существующим и принимаемым долговым обязательствам, кроме средств на покрытие дефицита бюджета и средств на погашение долговых обязательств, планируется объем средств, направляемых на обслуживание долговых обязательств. По существующим долговым обязательствам могут планироваться операции рефинансирования и долгосрочного погашения обязательств. Объем средств на предоставление гарантий планируется на основе упорядоченного по приоритетности перечня проектов, претендующих на получение гарантии. Решение о выдачи гарантии принимается исходя из оценки финансового состояния организации, которой предоставляются гарантия, качества залога по гарантии и оценки требуемого объема резерва. Объем средств на предоставление бюджетных кредитов планируется, исходя из установленных лимитов предоставления кредитов. При выдаче бюджетных кредитов также производится оценка как финансового состояния организации, которой выдается кредит, так и оценка самого проекта.
  • Планирование объема межбюджетных трансфертов. Для планирования фондов финансовой поддержки, фондов компенсации, фондов софинансирования расходов и бюджетных кредитов система обеспечивает:
    • сбор информации, необходимой для расчета распределения средств;
    • анализ объема, динамики и результативности выделенных ранее средств;
    • выполнение расчетов объема межбюджетных трансфертов по утвержденным в субъекте РФ (МО) методикам.

    Для распределения средств фонда финансовой поддержки также осуществляется расчет налогового потенциала, индекс бюджетных расходов и бюджетной обеспеченности.

  • Управляемое внесение поправок в бюджет на этапе планирования и после утверждения.
    • Автоматизированное внесение поправок в заданную версию бюджета с возможностью одновременного изменения данных различными участниками процесса планирования и исполнения бюджета.
    • Формирования текста закона (решения) о бюджете с возможностью подтягивания сумм, вычисляемых на основе табличных данных проекта бюджета.
    • Автоматическое создание новых версий проекта бюджета на основе предыдущей версии с применением внесенных поправок, формирование текста закона (решения) о бюджете, приложений к нему и росписи с учетом внесенных поправок.
    • Возможность рассмотрения и сравнения различных вариантов проекта бюджета, полученных в результате применения различных комбинаций поправок.
    • Интеграцию с АС «Бюджет»: при внесении поправок в принятый закон (решение) о бюджете осуществляется контроль на возможность изменения бюджетных ассигнований в соответствии с уточненной росписью, принятыми и оплаченными обязательствами.

    Отличительные особенности

  • АИС «Прогноз и планирование бюджета» ориентирована на коллективную работу над проектом бюджета и содержит инструменты планирования работ исполнителей и управления процессом разработки проекта бюджета.
  • При формировании проекта бюджета проводятся многовариантные работы его показателей: применяются различные алгоритмы планирования, осуществляется сравнительный анализ вариантов расчета, выбираются оптимальные алгоритмы планирования и их параметры.
  • Данные, используемые в процессе планирования, собираются за разные годы и из разных источников. Для их сопоставления (в том числе для сопоставления по кодам бюджетной классификации) реализован механизм сопоставимых классификаторов.
  • Система поставляется с набором типовых алгоритмов планирования. Для планирования бюджета можно использовать типовые алгоритмы или настраивать новые. Пользователи могут настраивать алгоритмы без привлечения специалистов разработчика или отдела автоматизации ФО. Алгоритмы планирования реализуют сложные взаимосвязанные расчеты показателей проекта бюджета и среднесрочного финансового плана.
  • При осуществлении расчетов плановых показателей можно использовать Microsoft Excel. Это дает возможность пользователям быстро освоить систему. Листы планирования Excel связаны с базой данных АИС «Прогноз и планирование бюджета» и позволяет использовать всю имеющуюся в базе данных информацию. Результаты расчета с листов Excel записываются в базу данных. Листы планирования Excel также централизованно хранятся в базе данных АИС «Прогноз и планирование бюджета».
  • Взаимодействие ФО, ГРБС, РБС и ПБС в процессе формирования проекта бюджета может осуществляться по каналам электронной связи через систему удаленного документооборота с использованием средств ЭЦП и шифрования.
  • Система обеспечивает среднесрочное финансовое планирование в двух вариантах: формирование проекта бюджета на три года или одновременное формирование проекта бюджета на один год и среднесрочного финансового плана на три года.
  • АИС «Прогноз и планирование бюджета» обеспечивает непрерывность процесса формирования, уточнения и корректировки показателей проекта бюджета и среднесрочного финансового плана «скользящее планирование бюджета».
  • Предусмотрена подготовка печатных документов, предоставляемых ФО в органы законодательной власти в процессе рассмотрения и утверждения закона (решения) о бюджете в нескольких чтениях, в том числе подготовка документов к проекту закона (решения) о бюджете с приложениями. При изменении параметров расчета соответствующие изменения автоматически вносят в проект закона (решения) о бюджете и приложения к нему.
  • Все данные, которые присутствуют в СППР «Финансово-экономический анализ», можно использовать как основу для планирования бюджета в АИС «Прогноз и планирование бюджета».
  • Система позволяет осуществлять балансировку доходов, расходов и источников финансирования дефицита бюджета с возможностью анализа и корректировки значений на разных уровнях детализации/обобщения данных (с использованием Drill-down): от первичных данных ПБС до основных характеристик бюджета (общий объем доходов и расходов, дефицит/профицит бюджета).