Отчет о результатах деятельности
министерства управления финансами Самарской области
в 2016 году
Бюджетная политика Самарской области в 2016 году была направлена на поддержание сбалансированности и устойчивости бюджетной системы, стимулирование инвестиционной активности, а также реализацию мер социальной поддержки в полном объеме.
Благодаря проведенной совместной работе Правительства Самарской области и муниципальных образований в Самарской области налоговые и неналоговые доходы консолидированного бюджета Самарской области возросли в 2016 году на 13% по сравнению с 2015 годом и составили 151,8 млрд. рублей.
В целях увеличения поступлений налоговых и неналоговых доходов в консолидированный бюджет Самарской области осуществлялись мероприятия государственной программы Самарской области «Управление государственными финансами и развитие межбюджетных отношений на 2014-2020 годы» и Программы совместных действий налоговых, контролирующих, правоохранительных и других органов и организаций в части использования потенциала доходов бюджетов всех уровней на территории Самарской области.
Совместно с Управлением Федеральной налоговой службы по Самарской области и Управлением Федеральной службы судебных приставов по Самарской области реализовывались планы мероприятий по увеличению собираемости имущественных налогов, налога на прибыль организаций и налога на доходы физических лиц.
В течение года проводилась работа с крупными налогоплательщиками, осуществляющими деятельность на территории Самарской области, в том числе в части заключения соглашений о сотрудничестве с Правительством Самарской области, направленных на увеличение налоговых поступлений в бюджет Самарской области от предприятий, входящих в состав консолидированных групп налогоплательщиков, а также филиалов и обособленных подразделений инорегиональных предприятий.
По итогам проведенных мероприятий в сфере размещения рекламных конструкций в консолидированный бюджет Самарской области поступили денежные средства в размере более 180 млн. рублей.
Продолжилась работа по оптимизации структуры и количества организаций с участием Самарской области. По состоянию на 01.01.2017 в реестр имущества Самарской области включено 14,2 тыс. объектов недвижимого имущества (право собственности Самарской области зарегистрировано на 65,4% объектов), в том числе 5,2 тыс. объектов – земельные участки.
Вместе с тем проводилась работа по отчуждению имущества Самарской области в рамках исполнения прогнозного плана (программы) приватизации имущества Самарской области на 2016 – 2018 годы. За 2016 год в областной бюджет поступили средства в размере 78,6 млн. рублей.
В 2016 году проведена государственная кадастровая оценка объектов недвижимого имущества Самарской области по состоянию на 01.01.2016, составлен перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2017 год (включает в себя 31,4 тыс. объектов недвижимого имущества).
В 2016 году особое внимание уделялось применению принципа планирования и исполнения областного бюджета на основе государственных программ. По итогам года доля расходов, осуществляемых в рамках государственных и ведомственных целевых программ Самарской области, составила 80,6% (в 2015 году – 71%).
В течение 2016 года Правительством Самарской области проводилась работа по сохранению объема государственного долга на экономически безопасном уровне, достижению равномерного распределения во времени платежей по погашению и обслуживанию государственного долга, а также уменьшению расходов на обслуживание долговых обязательств Самарской области.
По состоянию на 01.01.2017 объем государственного долга Самарской области составил 67,4 млрд. рублей. По итогам 2016 года уровень долговой нагрузки на областной бюджет составил 55%, в том числе по рыночным обязательствам – 39%.
В целях соблюдения оптимальной структуры долгового портфеля и минимизации расходов на обслуживание государственного долга Самарской области в качестве основного источника финансирования дефицита областного бюджета в 2016 году выступали средства от размещения государственного облигационного займа в сумме 10 млрд. рублей.
Государственный облигационный займ Самарской области при ставке купона 9,64% годовых и сроке обращения 8 лет имел наиболее сбалансированные параметры среди аналогичных размещений субъектов Российской Федерации в 2016 году. В результате облигационный займ Самарской области был высоко оценен независимым экспертным сообществом, присудившим ему по итогам прошлого года премию Cbonds Awards «Лучшая сделка первичного размещения субфедеральных / муниципальных облигаций», подтверждающую репутацию региона как стабильного и надежного заемщика.
Также в 2016 году в областной бюджет сроком на три года были привлечены бюджетные кредиты из федерального бюджета для частичного покрытия дефицита бюджета Самарской области в целях погашения рыночных долговых обязательств в общем объеме 5,7 млрд. рублей. Привлечение указанных средств позволило сократить объем запланированного привлечения банковских кредитов на сумму 3,9 млрд. рублей, а также досрочно погасить банковские кредиты в объеме 1,8 млрд. рублей.
Эффективное управление государственным долгом в 2016 году позволило сократить запланированные расходы на его обслуживание более чем на 843 млн. рублей.
При поддержке Правительства Самарской области в 2016 году ООО «Технологии строительства СОФЖИ» был выпущен корпоративный облигационный займ в объеме 510 млн. рублей с привлечением средств населения региона для финансирования инвестиционного проекта «5 кварталов». Данный проект позволит придать дополнительный импульс развитию инфраструктуры Самарской области и в то же время не повлечет увеличение государственного долга. Проект является пилотным для регионов Российской Федерации и уже получил высокую оценку значимости для развития финансового рынка со стороны Центрального банка Российской Федерации.
В рамках межбюджетных отношений в 2016 году в Самарской области была продолжена практика предоставления органам местного самоуправления так называемых «стимулирующих субсидий».
Перечень показателей социально-экономического развития, используемых для определения объема предоставляемых «стимулирующих субсидий» был дополнен новым показателем «Эффективность муниципального земельного контроля».
В течение 2016 года органами местного самоуправления «заработано» 3,4 млрд. рублей (с учётом итогов за 2015 год). При этом средний процент выполнения показателей социально-экономического развития за 11 месяцев 2016 года составил 94,4%. Среди лидеров – городской округ Сызрань (102,2%), муниципальные районы Кинель-Черкасский (107,5%), Кинельский (105,7%), Шигонский (105,2%), Безенчукский (101,5%).
Значительную роль сохраняют дотации местным бюджетам на выравнивание их бюджетной обеспеченности, которые были перечислены в размере 1,9 млрд. рублей. Благодаря их предоставлению удалось сократить степень дифференциации между пятью наиболее и пятью наименее финансово-обеспеченными муниципальными районами (городскими округами) по сравнению с расчётным уровнем бюджетной обеспеченности до выравнивания – с 2,7 до 1,5 раза.
В 2016 году органы исполнительной власти Самарской области продолжили работу по привлечению федеральных ресурсов на территорию региона. Объем предусмотренных для области федеральных средств на финансирование мероприятий в рамках 25 различного рода программ, средств фондов, а также средств из непрограммных источников составил 25,8 млрд. рублей.
Отчет о результатах и основных направлениях деятельности министерства управления финансами Самарской области за 2014 год
Министерство управления финансами Самарской области (далее – министерство) является органом исполнительной власти Самарской области, обеспечивающим проведение в пределах своих полномочий финансовой, бюджетной и налоговой политики Самарской области и координирующим деятельность в этой сфере иных органов исполнительной власти Самарской области.
Основные приоритеты реализации бюджетной и налоговой политики в 2014 году были направлены на:
обеспечение сбалансированности и устойчивости бюджетной системы;
необходимость реализации задач, поставленных в указах Президента Российской Федерации от 07.05.2012;
оптимизацию действующих расходных обязательств и повышение эффективности использования финансовых ресурсов;
проведение эффективной налоговой и долговой политики;
совершенствование межбюджетных отношений.
По итогам исполнения областного бюджета 2014 года фактически произведенные расходы составили 143 870 млн. рублей. Объем дефицита бюджета составил 14 500 млн. рублей или 13,39% доходов без учета безвозмездных поступлений, что соответствует требованиям Бюджетного кодекса РФ.
Налоговая политика Самарской области направлена на поддержание сбалансированности бюджетной системы и стимулирование инвестиционной активности.
Благодаря проведенной совместной работе Правительства Самарской области и муниципальных образований, величина налоговых и неналоговых доходов консолидированного бюджета Самарской области в 2014 году по сравнению с 2013 годом выросла на 4 527 млн. рублей и составила 138 344 млн. рублей, что выше показателя 2013 года на 3,4%.
Положительная динамика поступлений налоговых и неналоговых доходов объясняется ростом финансово-экономических показателей Самарской области, а также реализацией четкой налоговой политики на территории региона, направленной на повышение налоговых доходов консолидированного бюджета.
В рамках государственной программы Самарской области «Управление государственными финансами и развитие межбюджетных отношений на 2014-2020 годы», утвержденной постановлением Правительства Самарской области от 14.11.2013 № 623, реализуется Программа совместных действий налоговых, контролирующих, правоохранительных и других органов и организаций в части использования потенциала доходов бюджетов всех уровней на территории Самарской области.
В рамках мероприятий по увеличению поступления налоговых и неналоговых доходов в консолидированный бюджет Самарской области министерством в 2014 году осуществлялась следующая работа:
1. Утверждены и реализуются совместные с Управлением федеральной налоговой службы по Самарской области и Управлением федеральной службы судебных приставов по Самарской области планы мероприятий по увеличению собираемости имущественных налогов, налога на имущество организаций, налог на прибыль организаций, налог на доходы физических лиц.
Реализация планов позволила поднять собираемость налогов, взимаемых с физических лиц: транспортного налога – с 75% в 2013 году до 81% в 2014 году; налога на имущество физических лиц – с 74% в 2013 году до 83% в 2014 году.
2. В целях упорядочения порядка предоставления налоговых льгот для организаций, осуществляющих инвестиционную деятельность на территории Самарской области, разработан проект закона Самарской области «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Самарской области» (Закон Самарской области от 27.11.2014№ 119-ГД). В результате принятых изменений предоставление льгот по налогу на прибыль и по налогу на имущество организациям-инвесторам будет происходить более планомерно, что позволит учитывать выпадающие доходы в связи с предоставлением указанных льгот при планировании доходов областного бюджета.
В целях предоставления государственной поддержки (налоговых льгот) организациям, осуществляющим инвестиционную деятельность на территории Самарской области исключительно по приоритетным видам экономической деятельности, был разработан проект постановления Правительства Самарской области «Об определении приоритетных видов экономической деятельности» (№ 823 от 25.12.2014).
3. Продолжена работа с крупными налогоплательщиками, осуществляющими деятельность на территории Самарской области, в том числе в части заключения Соглашений о сотрудничестве с Правительством Самарской области, направленных на увеличение налоговых поступлений в бюджет Самарской области, что позволит увеличить налоговые поступления от предприятий, входящих в состав консолидированных групп налогоплательщиков, а также филиалов и обособленных подразделений инорегиональных предприятий. Так, в 2014 году, в результате проводимой в рамках заключенных Соглашений работы, произошло увеличение поступлений налога на прибыль от предприятий, входящих в консолидированные группы налогоплательщиков, по сравнению с предыдущим годом на 1,4 млрд. рублей (124,6%).
4. Продолжилась координация деятельности органов местного самоуправления по актуализации базы данных налоговых органов в части уточнения сведений о земельных участках. Проведенные мероприятия в условиях переоценки кадастровой стоимости земельных участков способствовали увеличению поступлений земельного налога на 65 млн. рублей (на 1,3%).
5. Проведена работа, связанная с поступлением в областной и местные бюджеты доходов от размещения рекламных конструкций. В результате проведенной работы поступления доходов в консолидированный бюджет от размещения рекламных конструкций в 2014 году составили более 1 млрд. рублей.
Проведение вышеуказанных мероприятий позволило компенсировать негативные последствия для консолидированного бюджета Самарской области снижения темпов экономического роста как в регионе, так и в Российской Федерации в целом.
В ходе исполнения областного бюджета 2014 года и формирования областного бюджета на 2015-2017 годы особое внимание уделялось использованию программно-целевого подхода. По итогам 2014 года в два раза увеличилась доля расходов областного бюджета, осуществляемых в рамках госпрограмм (с 32,5% до 65% расходов). Областной бюджет на 2015-2017 год сформирован в программном формате - более 71% расходных обязательств Самарской области на 2015 год включено в государственные программы Самарской области или ведомственные целевые программы.
В 2014 году завершилась реализация программы Правительства Самарской области по повышению эффективности бюджетных расходов на 2012-2014 годы.
Целью Программы являлось создание правовых и финансовых условий повышения результативности и эффективности бюджетных расходов Самарской области, обеспечивающих дополнительные стимулы регионального развития. В соответствии с методикой оценки результативность реализации программы может быть признана высокой (по итогам 2014 года значение показателя результативности программы составило 93,3%).
Кроме того, в 2014 году продолжилась реализация Плана мероприятий по увеличению налоговых и неналоговых поступлений, сокращению государственного долга, оздоровлению государственных финансов Самарской области и повышению эффективности организации бюджетного процесса в Самарской области в 2013 - 2015 годах, утвержденного распоряжением Правительства Самарской области от 29.12.2012 № 619-р.
В целях обеспечения сбалансированности областного бюджета в ходе его исполнения были приняты дополнительные меры по реализации закона об областном бюджете в 2014 году (распоряжение Правительства Самарской области от 30.04.2014 № 311-р) в части включения в порядки предоставления субсидий, субвенций, грантов из областного бюджета, в том числе государственным бюджетным и автономным учреждениям Самарской области на финансовое обеспечение выполнения ими государственного задания, нормы о перечислении средств при представлении документов, подтверждающих фактически произведенные расходы или возникновение соответствующих денежных обязательств.
В течение 2014 года министерством проводилась работа по сохранению объема государственного долга на экономически безопасном уровне, достижению равномерного распределения во времени платежей по погашению и обслуживанию государственного долга, а также уменьшению расходов на обслуживание долговых обязательств Самарской области.
По состоянию на 01.01.2015 объем государственного долга Самарской области составил 53 292 млн. рублей. По итогам 2014 года значение уровня долговой нагрузки на областной бюджет по рыночным долговым обязательствам составило 39,7%, что ниже рекомендованного Министерством финансов Российской Федерации и установленного законом об областном бюджете на 2014 год предельно допустимого значения в размере 50%.
В сложившейся экономической ситуации, обусловленной рядом неблагоприятных факторов финансового и геополитического характера, повлекших ухудшение условий привлечения и повышение стоимости кредитных ресурсов на заемных рынках капитала для субъектов Российской Федерации, Самарской области удалось исполнить Программу заимствований в 2014 году в полном объеме на приемлемых для субъекта условиях.
Так, Самарская область разместила 7-летний облигационный заём в объеме 12 000 млн. рублей по самой низкой ставке купонного дохода среди субъектов РФ - 10% годовых. Также успешно в прошедшем году Самарская область по итогам проведенных аукционов заключила кредитные соглашения с банками на сумму 10 850 млн. рублей на срок от 3-х до 7 лет по ставкам от 10,44% до 11,2% годовых. Самарская область является единственным субъектом РФ, заключившим в 2014 году соглашения на предоставление банковских кредитных ресурсов на срок до 7 лет, по стоимости, которая в текущих рыночных условиях существенно ниже значения ключевой ставки ЦБ РФ.
Эффективное привлечение заимствований в 2014 году позволило сократить запланированные расходы на обслуживание государственного долга, что было достигнуто в том числе за счет реализации следующих мероприятий:
1. Привлечение из федерального бюджета бюджетных кредитов в объеме 3 337 млн. рублей с годовой процентной ставкой 0,1% для замещения ранее привлеченных рыночных долговых обязательств позволило уменьшить расходы на обслуживание государственного долга на 26,4 млн. рублей, экономический эффект от замещения банковских кредитов бюджетными кредитами в 2015-2017 годах составит 560 млн. рублей.
2. Корректировка сроков привлечения долгосрочных банковских кредитов в объеме 10 850 млн. рублей позволила сократить расходы на обслуживание государственного долга на 311 млн. рублей.
3. Сокращение срока привлечения краткосрочных банковских кредитных линий на покрытие кассовых разрывов в течение финансового года в объеме 4 000 млн. рублей снизило расходы на их обслуживание на 104 млн. рублей.
Необходимо также отметить, что в 2014 году разработана и утверждена постановлением Правительства Самарской области от 25.12.2014 № 826 долговая политика Самарской области на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов, которая закрепляет общие принципы и меры эффективного управления государственным долгом Самарской области.
В рамках межбюджетных отношений в 2014 году в Самарской области была продолжена практика предоставления органам местного самоуправления так называемых «стимулирующих субсидий».
Перечень показателей социально-экономического развития, используемых для определения объема предоставляемых «стимулирующих субсидий» был дополнен новым показателем «Отношение количества земельных участков, учтенных в базе данных налоговых органов, к количеству земельных участков, состоящих на кадастровом учёте (уменьшенному на количество земельных участков, находящихся в федеральной, региональной, муниципальной собственности, государственной собственности до разграничения и переданных в аренду, срочное безвозмездное пользование, а также имеющих статус «временный»)».
При плане распределённых субсидий в размере 3 857 млн. рублей органами местного самоуправления заработано (с учётом итогов за предыдущий год) 3 885 млн. рублей. При этом средний процент перевыполнения показателей социально-экономического развития за 11 месяцев 2014 года составил 101,1%. Среди лидеров – городских округов: Новокуйбышевск (105,9%) и Чапаевск (103,7%), муниципальных районов: Кошкинский (112,5%) и Кинель-Черкасский (109,8%).
Значительную роль сохраняют дотации местным бюджетам на выравнивание их бюджетной обеспеченности, которые были предоставлены в размере 1 925 млн. рублей. Благодаря их предоставлению, удалось сократить степень дифференциации между 5 наиболее и 5 наименее финансово обеспеченными муниципальными районами (городскими округами) по сравнению с расчётным уровнем бюджетной обеспеченности до выравнивания – с 4,2 до 1,3 раза.
Доклад
«О результатах работы по формированию в муниципальных
образованиях Самарской области доходной базы за счёт увеличения земельного налога и налога на имущество физических лиц на примере отдельных кадастровых кварталов»
(слайд 1)
Уважаемый Губернатор, уважаемые члены Совета!
Земельный налог и налог на имущество физических лиц являются доходными источниками бюджетов городских округов и поселений. В 2009 году поступления земельного налога в указанные бюджеты составили около 3,3 млрд. рублей, налога на имущество физических лиц – свыше 275 млн. рублей. Данные налоги, как я покажу далее, имеют значительный потенциал роста.
Министерство управления финансами Самарской области во исполнение пункта 4 Плана работы Совета по развитию местного самоуправления на второе полугодие 2010 года на примере отдельных кадастровых кварталов провело сравнительный анализ налогообложения земельных участков, выделенных под индивидуальное жилищное строительство, садоводство и гаражное строительство, а также объектов недвижимости, расположенных на этих земельных участках. По предложению налоговых органов анализу подверглись 3 кадастровых квартала, расположенных по адресу: г. Самара, Красноглинский район, п. Управленческий, территория бывшего гипсового карьера.
(слайд 2)
Управлением Росреестра по Самарской области по нашему запросу были предоставлены данные о 752 земельных участках, входящих в состав рассматриваемых кварталов, (пауза 5 секунд) (слайд 3) а также данные о регистрации прав на соответствующие земельные участки и находящиеся на них объекты недвижимости. (пауза 5 секунд) (слайд 4)Далее от налоговых органов были получены данные о начислении и уплате земельного налога и налога на имущество физических лиц без указания налогоплательщиков, что не нарушило налоговую тайну. (слайд 5) Для проведения указанного анализа был использован картографический материал, содержащий снимки земельных участков, объекты недвижимости и кадастровые номера земельных участков, предоставленный министерством экономического развития, инвестиций и торговли Самарской области. (слайд 6)Аналогичные данные можно найти в публичной кадастровой карте, размещённой на портале Росреестра. (пауза 5 секунд) (слайд 7)При содействии ТСЖ «Жигулёвские ворота», предоставившего адресную схему своей территории, в течение одного дня было проведено выездное мероприятие с осуществлением фотографирования объектов недвижимости и земельных участков.
Анализ полученных материалов показал следующее.
Земельный налог
В 3 кадастровых кварталах состоят на учёте 752 земельных участка, из которых 53 являются участками-«двойниками», которые к моменту проведения анализа вошли или были преобразованы в другие земельные участки с иными кадастровыми номерами, но по какой-то причине остались на кадастровом учёте. При этом начисление имущественных налогов в 6 случаях проводилось по участкам-«двойникам» повторно одним и тем же правообладателям. (Излишне начисленные суммы составили: по земельному налогу – 4 тыс. рублей, по налогу на имущество физических лиц – 15 тыс. рублей).
(слайд 8)
Кадастровая стоимость определена по 74% общего количества участков (559 участков) и не определена по 26% общего количества участков (193 участка), в том числе в 21% общего количества участков (119 случаев) не установлена категория земель (!) при фактическом нахождении земель в черте городского округа и в 1 случае не определены категория земель и вид разрешённого использования земельного участка. По 92 земельным участкам (16% от количества участков, имеющих оценку) кадастровая стоимость не была переоценена в соответствии с постановлением Правительства Самарской области № 473 от 10.12.2008. Данные факты свидетельствуют о технических ошибках в государственном кадастре недвижимости.
(слайд 9)
Ориентировочная сумма земельного налога по всем земельным участкам, за исключением участков-«двойников», могла составить около 1,5 млн. рублей. Сумма налога по участкам, уже имеющим кадастровую стоимость, составляет 626 тыс. рублей. Однако, в связи с отсутствием в налоговых органах достаточных для полного налогообложения сведений о земельных участках и их правообладателях сумма начисленного земельного налога в 2009 году составила 23% от налогового потенциала (349 тыс. рублей).
(слайд 10)
В 36% общего количества сведений (272 случая) отсутствуют нормализованные адреса земельных участков (например, адрес участка: г. Самара, дом 36 без указания улицы). В 28% общего количества сведений (212 случаев) не определено точное местоположение участков, в том числе и при использовании публичной кадастровой карты, размещённой на официальном сайте органов Росреестра. В связи с этим в указанных случаях невозможно было проверить наличие каких-либо объектов недвижимости на таких земельных участках.
(слайды 11 - 18)
В ходе проведения анализа были установлены 6 случаев, по которым отсутствуют данные о выделении земельных участков, что позволяет предполагать их самовольный захват и 2 случая нецелевого их использования, выразившиеся в размещении на земельных участках стационарных и нестационарных объектов (гаражей, хозяйственных построек, торговых павильонов и др.) физическими лицами и организациями (ООО «Торгмет»).
Комментарии к слайдам 13 – 16:
Хочу обратить внимание, что основное количество случаев самовольного захвата земельных участков выражается в расположении гаражей за пределами выделенных земельных участков. (пауза до окончания показа слайда 18)
(слайды 19 - 20)
Из состоящих на кадастровом учёте земельных участков с разрешённым использованием «для индивидуального жилищного строительства» и «для ведения садоводства» часть сформирована в границах лесного массива, что требует дополнительной проверки в части правомерности их постановки на кадастровый учёт и их выделения. Обращаю Ваше внимание, что на слайдах данные земельные участки обведены жёлтым цветом. (пауза до окончания показа слайда 20)
Налог на имущество физических лиц
(слайд 21)
В ходе проведения анализа было установлено, что из 752 земельных участков строения отсутствуют в 44% общего количества участков (326 участков). Кроме того, по 28% общего количества участков (212 участков) невозможно установить наличие или отсутствие на них объектов недвижимости в связи с неопределённостью местоположения на карте.
(слайд 22)
В результате наличие строений установлено в 28% общего количества участков (214 земельных участков), из которых: 98 участков с построенными жилыми домами; 1 участок с административным зданием ТСЖ «Жигулёвские ворота»; 1 участок, на котором расположены объекты юридического лица (ООО «Торгмет», ИНН - 6313000659); 58 участков с гаражами (в том числе с двухэтажными); 35 участков, на которых ведётся строительство домов; 21 участок, где в домах ведутся отделочные и другие заключительные работы. При этом ориентировочная сумма налога на имущество физических лиц по жилым домам, расположенным только на 98 участках, могла составить около 1,4 млн. рублей. Из перечисленных объектов недвижимости инвентаризационную оценку имеют 42 строения (20% от количества земельных участков, на которых установлено расположение строений). Из 98 построенных жилых домов инвентаризационную оценку имеют 35 домов, налог на имущество физических лиц уплачивается по 22, льготы у 13 владельцев жилья.
(слайд 23)
Из 58 гаражей инвентаризационную оценку имеют 2 гаража, при этом налог не уплачивается в связи с наличием льгот у владельцев. Обращаю Ваше внимание, что данные гаражи, по сути, представляют собой гаражные комплексы.
(слайды 24 - 29)
Хочу привести для примера фотографии объектов недвижимости, которые не облагаются налогом на имущество физических лиц (пауза 30 секунд для показа слайдов).
(слайд 30)
С учётом вышеизложенного, а также в связи с отсутствием регистрации прав, сумма начисленного налога на имущество физических лиц в 2009 году по рассматриваемым объектам недвижимости составила около 20% налогового потенциала (271 тыс. рублей).
По итогам анализа можно сделать следующие выводы:
1. С территорий, на которых осуществляется коттеджное строительство, в бюджеты городских округов и поселений не поступает до 77% земельного налога и до 80% налога на имущество физических лиц.
2. Значительная часть данных, имеющихся в государственном кадастре недвижимости, не позволяет осуществить налогообложение земельных участков и объектов недвижимости и идентифицировать земельные участки и объекты объекты недвижимости. Часть ошибок носит технический характер и может быть исправлена органами Росреестра, часть неточностей требует принятия решений органов местного самоуправления (о присвоении адресов, об уточнении видов использования земельных участков).
3. Ориентировочно в 2/3 случаях отсутствует заинтересованность правообладателей коттеджной недвижимости в регистрации прав на объекты недвижимости и, следовательно, происходит уклонение от налогообложения.
4. В отдельных муниципалитетах происходит малоконтролируемый самовольный захват земельных участков и нецелевое использование земельных участков.
(слайд 31)
При этом количество проверок муниципального земельного контроля год от года снижается.
Хочу отметить, что согласно пунктам 1 и 2 статьи 72 Земельного кодекса Российской Федерации муниципальный земельный контроль за использованием земель на территории муниципального образования осуществляется органами местного самоуправления или уполномоченными ими органами в соответствии с законодательством Российской Федерации и в порядке, установленном нормативными правовыми актами органов местного самоуправления. При этом, согласно пункту 16 Положения о государственном земельном контроле, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 19.11.2002 № 833 «О государственном земельном контроле», и в соответствии с пунктом 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 19.08.2004 № 418 «Об утверждении положения о Федеральном агентстве кадастра объектов недвижимости» органы Росреестра оказывают методическую помощь органам местного самоуправления в организации муниципального земельного контроля. Таким образом, основная работа по контролю за использованием земель возложена на муниципалитеты.
Справочно: за 9 месяцев 2010 года по Самарской области было проведено 2 390 проверок муниципального земельного контроля, в том числе по г.о. Самара – 401 проверка.
5. На территориях с коттеджной застройкой возможны нарушения экологических и санитарных норм при эксплуатации объектов недвижимости (несанкционированное использование водоносного горизонта, использование выгребных ям на уровне водоносного горизонта, самовольная свалка бытовых отходов).
Акцентирую Ваше внимание, что проведение анализа было осуществлено силами одного сотрудника министерства. Основная часть анализа проводилась в общей сложности в течение двух рабочих недель с использованием, в том числе общедоступных источников информации.
На основе проведённых мероприятий полагаем целесообразным провести следующие конкретные мероприятия:
1. Министерству управления финансами Самарской области направить описание проделанной работы в органы местного самоуправления в качестве методических рекомендаций, а органам местного самоуправления в течение 2011 года совместно с регистрирующими и налоговыми органами провести аналогичные мероприятия на территориях коттеджной застройки. На территории г.о. Самара данную работу необходимо проводить совместно с министерством имущественных отношений и министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области.
2. Управлению Росреестра по Самарской области провести работу по исключению технических ошибок в государственном кадастре недвижимости.
3. Органам местного самоуправления присвоить адреса земельным участкам, выделенным под индивидуальное жилищное строительство, садоводство и гаражное строительство.
4. Органам местного самоуправления продолжить сплошную выверку нормативных правовых актов о выделении земельных участков для внесения изменений с целью указания правильных видов использования земли в государственном кадастре недвижимости. Администрации г.о. Самара согласовать данный вопрос с министерством имущественных отношений и министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области.
5. Органам местного самоуправления, учитывая проделанную одним сотрудником министерства управления финансами Самарской области работу, организовать проверки муниципального земельного контроля в должном количестве.
6. Министерству природопользования, лесного хозяйства и охраны окружающей среды Самарской области рассмотреть возможность введения административной ответственности лиц, использующих выгребные ямы без соответствующих технических проектов.
7. Органам местного самоуправления совместно с органами государственной власти провести проверки соблюдения экологических и санитарных норм при эксплуатации объектов недвижимости (использования водоносного горизонта, размещения выгребных ям при отсутствии соответствующих проектов).
8. Министерству управления финансами Самарской области подготовить предложения по изменению федерального законодательства с целью увеличения собираемости земельного налога и налога на имущество физических лиц.
Вышеприведенные факты подтверждают неоднократно озвученный тезис, что земля является одним из наиболее серьезных ресурсов пополнения местных бюджетов. Резервы увеличения поступлений от использования земли, по оценке министерства управления финансами, превышают 2 млрд. рублей.
В целом работа по оценке резервов налогового потенциала муниципальных образований носит системный характер и проводится совместно с органами местного самоуправления с 2007 года.
(Слайд 32)
Министерством управления финансами ежегодно формируются паспорта доходов муниципальных образований. Данные паспорта основаны на объективных статистических данных и позволяют оценивать степень использования муниципалитетами собственного налогового потенциала и сравнивать показатели муниципалитетов между собой. Паспорта утверждаются главами муниципалитетов и публикуются на сайте министерства.
(Слайд 33)
Группировка муниципалитетов по статистическим показателям, связанным с удельными показателями поступления налогов позволяет рассчитать резервы увеличения налоговых поступлений по каждому муниципалитету. Рассмотрим резервы по основным доходным источникам местных бюджетов
(Слайд 34)
Налог на имущество физических лиц. Резервы в целом по всем муниципалитетам составляют 215 млн. рублей и сопоставимы с поступлениями налога. Рассмотрение такого показателя как поступление налога на один проинвентаризированный объект с учетом уровня рассылки налоговых уведомлений и собираемости налога показывает значительную дифференциацию показателей. В сопоставимых по характеристикам частной недвижимости Ставропольском, Красноярском и Волжском районах данные показатели отличаются в разы и даже на порядок и составляют 520, 190 и 34 рубля соответственно. Показатели Отрадного, Жигулевска и, например, периферийного Больше-Черниговского районов превышают показатели Самары и Тольятти. Максимальный рост поступлений 2009/2008 – Кинельский район 218%, минимальный - Больше-Черниговский район снижение на 30 %.
ЕНВД. Резервы в целом по всем муниципалитетам составляют 275 млн. рублей и составляют примерно пятую часть от поступлений налога. Использование данных резервов связано с увеличением коэффициентов К2 для отдельных видов деятельности. Однако для отдельных муниципалитетов более значительными резервами является снижение доли нулевых деклараций по налогу.
(Слайд 35)
Так, в Волжском районе, городах Новокуйбышевск и Чапаевск нулевые декларации сдает каждый восьмой налогоплательщик, в Богатовском районе каждый десятый, Алексеевском и Камышлинском районах каждый пятнадцатый. Полагаю, что власти на местах как никто представляют картину по работе малого бизнеса. Для снижения доли нулевых деклараций необходимо проведение определенных мероприятий и взаимодействие с налоговыми органами. Максимальный рост поступлений 2009/2008 – Красноармейский район 172%, минимальный - Шенталинский район снижение на 46 %.
Налог на доходы физических лиц. Резервы в целом по всем муниципалитетам составляют 1,7 млрд. рублей и составляют примерно 13 % от поступлений налога. Использование данных резервов связано с активизацией деятельности балансовых комиссий, существующих на уровне районных налоговых инспекций. Однако их деятельность часто игнорируется местными властями при открытости налоговых органов и их готовности к совместной работе. Часто приходится слышать от глав доводы, что действующее распределение налоговых платежей не стимулирует местные власти к привлечению инвестиций. Учитывая, что инвестиции напрямую связаны с образованием новых рабочих мест, полагаю, что 40 % налога на доходы физических лиц, зачисляемых в местные бюджеты, является серьезным стимулом для поиска инвесторов. Максимальный рост поступлений 2009/2008 – Больше-Черниговский район 118%, минимальный - Чапаевск снижение на 21 %.
Заканчивая выступление, хочу отметить, что для увеличения доходной части местных бюджетов в большинстве случаев необходима целенаправленная, хорошо планируемая и постоянная деятельность органов местного самоуправления. Министерство управления финансами со своей стороны готово оказать необходимую помощь.
21 июля 2010 года состоялось заседание расширенной коллегии министерства управлении финансами Самарской области по вопросам организации межбюджетных отношений в Самарской области и долговой политики Самарской области.
В заседании расширенной коллегии приняли участие представители главного правового управления аппарата Правительства Самарской области, министерства экономического развития‚ инвестиций и торговли Самарской области, аппарата Правительства Самарской области, финансовых органов муниципальных образований Самарской области.
Ознакомиться с протоколом расширенного заседания коллегии министерства управления финансами Самарской области и материалами расширенной коллегии можно скачав их по приведенным ниже ссылкам:
15 мая состоялся семинар-совещание на тему "Совершенствование бюджетного процесса в условиях реформирования бюджетных учреждений". Организаторами семинара выступили министерство управления финансами Самарской области и ООО ЦИТ "Парус-Волга".
В семинаре приняли участие: заместитель директора Департамента бюджетной политики и методологии министерства финансов Российской Федерации Романов С.В., заместитель председателя Правительства Самарской области - министр управления финансами Самарской области Иванов П.А., заместитель министра имущественных отношений Самарской области - руководитель департамента распоряжения государственным имуществом и корпоративной политики Шевченко М.В., заместитель министра здравоохранения и социального развития Самарской области – руководитель департамента социальной защиты населения, статс-секретарь Ханжин Е.В., представители главных распорядителей Самарской области, муниципальных районов Самарской области.
Ознакомиться с материалами можно скачав их по ссылке: