Правовое обеспечение деятельности министерства

Информация относительно порядка исполнения судебных актов по обращению взыскания на средства бюджета Самарской области

Информация

относительно порядка исполнения судебных актов по обращению взыскания на средства бюджета Самарской области

Министерство управления финансами Самарской области (далее – министерство), являясь финансовым органом Самарской области, осуществляющим открытие и ведение лицевых счетов бюджетных учреждений Самарской области, полагает необходимым обратить особое внимание на главу 24.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее – БК РФ), регулирующую правоотношения в сфере исполнения судебных актов по обращению взыскания на средства бюджета Самарской области.

I. Статьей 239 БК РФ установлен иммунитет бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, представляющий собой правовой режим, при котором обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации осуществляется только на основании судебного акта, за исключением случаев, прямо предусмотренных Бюджетным кодексом Российской Федерации.

При обращении взыскателей непосредственно к должникам – бюджетным учреждениям Самарской области с требованием об исполнении судебных актов последним следует довести до сведения взыскателей следующую информацию:

  1. Оригинал исполнительного документа (исполнительный лист, судебный приказ) подлежит направлению судом по просьбе взыскателя или самим взыскателем в министерство. Следует отметить, что направление копии исполнительного документа, в том числе нотариально заверенной, будет являться основанием для возврата пакета документов взыскателю или в суд, выдавший исполнительный документ (статья 242.1. БК РФ).

Дубликат исполнительного листа направляется на исполнение вместе с надлежащим образом заверенной судом копией определения суда о его выдаче.

  1. К исполнительному документу, направляемому в министерство для исполнения, должны быть приложены:

надлежащим образом заверенная судом копия судебного акта, на основании которого выдан исполнительный документ;

заявление взыскателя с указанием реквизитов банковского счета взыскателя, на который должны быть перечислены средства, подлежащие взысканию (в заявлении должны быть также указаны реквизиты самого банка, в котором взыскателю открыт счет).

Представление копий указанных документов, заверенных взыскателем или нотариально, будет являться основанием для возврата пакета документов, поступившего на исполнение, взыскателю или в суд, выдавший исполнительный документ (статья 242.1. БК РФ).      

Заявление подписывается взыскателем либо его представителем с приложением оригинала доверенности или нотариально удостоверенной копии доверенности или иного документа, удостоверяющего полномочия представителя.

II. В соответствии с пунктом 2 статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации взыскание налогов, сборов, а также пеней и штрафов за их несвоевременную уплату с организаций, которым открыт лицевой счет (в том числе в финансовом органе субъекта Российской Федерации), производится только в судебном порядке. Обращение взыскания на средства областного бюджета по указанной категории дел осуществляется в порядке, предусмотренном главой 24.1 БК РФ.

Постановления налоговых органов о взыскании налогов, сборов, а также пеней и штрафов за их несвоевременную уплату с бюджетных учреждений Самарской области юридической силы не имеют и исполнительными документами не являются.

III. Относительно взыскания в судебном порядке с бюджетных учреждений Самарской области государственной пошлины следует обратить внимание на следующие нормы законодательства.

В соответствии со статьей 333.17 Налогового кодекса Российской Федерации организации приобретают статус плательщиков государственной пошлины, если они выступают ответчиками в судах общей юрисдикции, арбитражных судах или по делам, рассматриваемым мировыми судьями, и если при этом решение суда принято не в их пользу и истец освобожден от уплаты государственной пошлины в соответствии с главой 25.3 настоящего Кодекса.

Таким образом, при вынесении судом решения, предусматривающего взыскание государственной пошлины с бюджетного учреждения Самарской области, последний, в рамках налоговых правоотношений, вправе самостоятельно уплатить государственную пошлину в федеральный бюджет без прохождения процедур, установленных главой 24.1 БК РФ.

При отсутствии добровольного погашения задолженности по уплате государственной пошлины исполнительный документ подлежит направлению соответствующим налоговым органом в министерство для его принудительного исполнения в порядке, установленном главой 24.1 БК РФ.    

IV. В соответствии с пунктом 3 статьи 25 Федерального закона «Об обязательном пенсионном страховании» внесудебная процедура взыскания недоимки по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, пеням и штрафам (если в отношении юридических лиц размер причитающейся к уплате суммы не превышает пятидесяти тысяч рублей) подлежит применению ко всем юридическим лицам независимо от их организационно-правовой формы (в том числе к бюджетным учреждениям Самарской области). Взыскание указанных средств осуществляется путем вынесения решения о взыскании недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов руководителем (его заместителем) территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации.

Внесудебный порядок взыскания денежных средств с бюджетных учреждений Самарской области производится также при привлечении бюджетных учреждений Самарской области к административной ответственности за правонарушения, рассмотрение которых в соответствии с главой 23 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях осуществляется административными органами.

Таким образом, бюджетным учреждениям Самарской области следует учитывать, что решения территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации, принятого в предусмотренном пунктом 3 статьи 25 Федерального закона «Об обязательном пенсионном страховании» случае, а также постановления о наложении административного штрафа являются исполнительными документами и подлежат направлению судебному приставу-исполнителю, который вправе осуществить принудительное взыскание средств только со счетов должника, открытых в учреждении Банка России или в кредитной организации.

Бюджетные учреждения Самарской области при поступлении указанных выше решений или постановлений вправе самостоятельно уплатить взысканные уполномоченными органами денежные средства с учетом положений действующего законодательства, регулирующего порядок осуществления расходов бюджетными учреждениями Самарской области. При этом, положения главы 24.1 БК РФ к указанным правоотношениям не применяются.