Основные направления налоговой политики

Основные направления бюджетной и налоговой политики Самарской области на 2016-2018 годы

Основные направления

бюджетной политики Самарской области

на 2016 – 2018 годы

 

Основные направления бюджетной политики Самарской области на 2016 – 2018 годы разработаны с учетом итогов реализации бюджетной политики в 2015 году, стратегических целей, обозначенных в послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию, указах Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года, Основных направлениях бюджетной политики Российской Федерации на 2016 год и на плановый период 2017 и 2018 годов, Послании Губернатора Самарской области Губернской Думе, Программе Правительства Самарской области по повышению эффективности управления общественными финансами Самарской области на период до 2018 года, приоритетов социально-экономического развития Самарской области.  

 

Основные итоги социально-экономического развития

Самарской области в 2014 - 2015 годах

 

В 2014 году и первой половине 2015 года социально-экономическая ситуация в Самарской области носила достаточно напряженный характер. Наряду с положительной динамикой развития отдельных отраслей экономики, есть сектора, где произошел спад.

Действие негативных макроэкономических и геополитических факторов обусловило снижение внешнеторгового оборота Самарской области за I полугодие 2015 года почти на 30% относительно шести месяцев 2014 года.

Несмотря на высокий рост инвестиций в основной капитал у ряда крупных организаций химии, металлургии, нефтедобычи, автомобилестроения, авиакосмического машиностроения и трубопроводного транспорта, в целом, инвестиции по крупным организациям Самарской области за январь-июль текущего года сократились на 1,9% относительно семи месяцев 2014 года. На инвестиционные процессы в регионе повлияли такие неблагоприятные внешние и внутренние факторы, как ограничение доступа к внешнему финансированию, рост стоимости долгосрочных финансовых ресурсов, удорожание импортируемых инвестиционных товаров.

В целом, индекс промышленного производства за семь месяцев текущего года составил 101,1% к январю-июлю 2014 года, в основном за счет роста производства в области добычи полезных ископаемых на 5,5%. При этом в обрабатывающем секторе индекс промышленного производства составил 98,8% к уровню аналогичного периода прошлого года, в производстве и распределении электроэнергии, газа и воды – 97,2%.

Объем строительных работ в Самарской области по итогам семи месяцев 2015 года составил 80,7% от уровня аналогичного периода прошлого года, хотя с начала текущего года темпы его падения замедляются. Вместе с тем, объемы жилищного строительства за этот период увеличились в 1,5 раза.

Напряженная экономическая ситуация оказывает давление на сферу занятости региона. Среднесписочная численность работников организаций области за январь – июнь 2015 года снизилась на 1,9% относительно 6 месяцев прошлого года. По состоянию на 01.08.2015 численность зарегистрированных безработных с начала года выросла на 4,4%. Вместе с тем уровни как общей, так и зарегистрированной безработицы в области сохраняются ниже среднероссийских значений.

 

Бюджетная политика в области расходов

Формирование бюджетной политики на 2016 – 2018 годы основывается на итогах реализации бюджетной политики предыдущего бюджетного цикла.

В условиях ухудшения экономической ситуации в 2014 – 2015 годах, отсутствия положительной динамики собственных доходов и сокращения объема нецелевой финансовой помощи из федерального бюджета приоритетной задачей, стоящей перед Правительством Самарской области стало сохранение финансовой стабильности региона.

В 2015 году начал реализовываться План мероприятий, включающий в себя мероприятия, направленные на активизацию экономического роста, поддержку и развитие импортозамещения и несырьевого сектора, снижение издержек производства, развитие инвестиционной деятельности, предпринимательства, инноваций, отраслей экономики, рынка труда, обеспечение социальной поддержки граждан. Планом также предусмотрен комплексный мониторинг и контроль ситуации в экономике и социальной сфере Кроме того, принят ряд нормативных актов, направленных на обеспечение сбалансированности областного бюджета.

Консервативный подход к проводимой Правительством Самарской области бюджетной политике в предыдущие годы позволил в 2014 - 2015 годах обеспечить долгосрочную устойчивость бюджетной системы Самарской области без сокращения действующих социальных обязательств.

На оказание мер социальной поддержки отдельным категориям граждан Самарской области в 2014 году, с учетом реализуемых органами местного самоуправления переданных государственных полномочий, направлено 24,5 млрд. рублей или порядка 17% всех расходов бюджета.

В 2014 году расходы областного бюджета на заработную плату и начисления на выплаты по оплате труда составили 38,9 млрд. рублей, с ростом 122,3% к уровню 2013 года. Доля фонда оплаты труда в общем объеме расходов областного бюджета без учета средств федерального бюджета составила 30,7%.

Средняя заработная плата работников государственных учреждений Самарской области в 2014 году достигла 21,3 тыс. рублей, что выше уровня 2013 года на 14,3%. В 2015 году средний уровень заработной платы запланирован в сумме 22,1 тыс.рублей.

Кроме безусловного исполнения социальных обязательств, принимались меры по сохранению «бюджета развития». Объем инвестиций в объекты капитального строительства без учета средств дорожного фонда Самарской области в 2014 году составил 16 млрд. рублей, в том числе за счет собственных средств - 12,3 млрд. рублей, в 2015 году на данные расходы планируется направить 13,9 млрд.рублей. Большое внимание уделяется вопросам подготовки к чемпионату мира по футболу в 2018 году. В 2014 году расходы областного бюджета без учета средств федерального бюджета на реализацию соответствующей программы составили почти 473 млн.рублей, в 2015 году предусмотрено направить средства в объеме 3,1 млрд.рублей.

К итогам реализации бюджетной политики в 2014 - 2015 годах можно отнести переход на принцип планирования и исполнения областного бюджета на основе государственных программ.

Исполнение расходов, осуществляемых в рамках государственных и ведомственных целевых программ Самарской области, по итогам 2014 года составило 91,2 млрд. рублей. В 2015 году доля программных расходов составляет более 72%.

В целях улучшения качества государственных и муниципальных услуг была продолжена работа по формированию стимулов для более рационального и экономного использования бюджетных средств.

Проведена работа по совершенствованию нормативной правовой базы в области государственных закупок. Приняты правовые акты, регулирующие нормирование затрат на обеспечение функций органов власти и казенных учреждений.

На фоне изменяющихся экономических условий решению задач в сфере межбюджетного регулирования способствовало содействие в обеспечении сбалансированности регионального и местных бюджетов, снижении рисков неисполнения первоочередных расходных обязательств. Общий объем межбюджетных трансфертов из областного бюджета за 2014 год муниципальным образованиям составил 33,2 млрд.рублей. В 2015 году запланировано предоставление межбюджетных трансфертов из областного бюджета более 33,6 млрд.рублей.

В 2016 – 2018 годах бюджетная политика, как и прежде, будет направлена на стимулирование роста экономики региона, повышение уровня и качества жизни населения Самарской области.

Задачами бюджетной политики на предстоящий период должно стать приведение уровня бюджетных расходов в соответствие с возможностями бюджета. Необходимо обеспечить сбалансированность и устойчивость областного бюджета при безусловном выполнении принятых обязательств, в первую очередь социальных. Принятие дополнительных расходных обязательств должно основываться на оценке прогнозируемых доходов бюджета. Этот подход позволит минимизировать риски, связанные с принятием расходных обязательств, не обеспеченных финансовыми ресурсами.

В этой связи основным принципом при разработке бюджета являлась концентрация бюджетных средств на наиболее приоритетных социально-экономических задачах, стоящих перед областью. В первую очередь, обеспечение исполнения в полном объеме публичных нормативных обязательств Самарской области и мер социальной поддержки населения, формирование фондов оплаты труда, обслуживание долговых обязательств, финансовая поддержка муниципальных образований.

Общий объем расходов областного бюджета определен исходя из соблюдения следующих принципов:

объем дефицита бюджета не выше 10% объема доходов областного бюджета без учета безвозмездных поступлений;

объем долговой нагрузки по рыночным заимствованиям в 2016 – 2018 годах – не более 50 процентов от суммы доходов областного бюджета без учета безвозмездных поступлений. В 2015 году Правительство Российской Федерации ужесточило требования к субъектам РФ – получателям бюджетных кредитов, а именно за субъектом закрепляются обязательства по соблюдению в 2015 – 2018 годах определенных параметров дефицита и общего уровня долговой нагрузки, в том числе по рыночным заимствованиям;

установление и исполнение расходных обязательств в пределах полномочий, отнесенных Конституцией Российской Федерации и федеральными законами к полномочиям органов государственной власти Самарской области;

финансовое обеспечение реализации указов Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года;

ограничение роста численности работников органов государственной власти Самарской области;

оптимизация расходов на текущее содержание органов власти и подведомственных учреждений, отказ в 2016 – 2018 годах от индексации оплаты труда в сфере государственного управления Самарской области;

 реализация мер социальной поддержки населения региона с применением критериев адресности и нуждаемости получателей.

Основным приоритетом бюджетной политики в 2016 - 2018 годах остается финансовое обеспечение реализации указов Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года. В проекте областного бюджета предусмотрены средства на повышение в 2016 – 2018 годах заработной платы отдельным категориям работников, отраженных в указах Президента Российской Федерации 2012 года (врачи, средний, младший медицинский персонал, педагогические работники образовательных учреждений и учреждений для детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, социальные работники, работники культуры), исходя из необходимости достижения целевых значений уровня средней заработной платы, установленных распоряжением Правительства Российской Федерации от 26.11.2012 № 2190-р.

Увеличение расходов на фонд оплаты труда указанных категорий работников к прогнозному уровню 2015 года составит: в 2016 году – 2,1 млрд. рублей, в 2017 году – 5 млрд.руб., в 2018 – 7,9 млрд.рублей.

Важнейшими направлениями развития отрасли здравоохранение будет являться создание равной доступности качественной медицинской помощи для всех граждан Самарской области независимо от места проживания, увеличение продолжительности жизни и снижение смертности. В целом объем средств областного бюджета без учета безвозмездных поступлений на отрасль здравоохранение в 2016 году составит 19 млрд.рублей, или 15,4% от общего объема расходов.

В сфере образования осуществляется введение федеральных государственных образовательных стандартов с целью создания современных условий для обучения, улучшения материально-технической базы образовательных учреждений. Планируется решение вопроса обеспечения населения дошкольными образовательными учреждениями. Объем средств областного бюджета без учета безвозмездных поступлений по разделу образование в 2016 году запланирован в сумме 31,5 млрд.рублей.

В условиях ограниченности бюджетных ресурсов приоритетами бюджетной политики в сфере сельского хозяйства станет максимальное привлечение средств федерального бюджета и средств частных инвесторов на реализацию инвестиционных проектов, концентрация бюджетных ресурсов на наиболее действенных мерах государственной поддержки, обеспечение в регионе ускоренного импортозамещения, а также повышение устойчивости агропромышленного комплекса Самарской области к действию неблагоприятных природных факторов.

В планируемом периоде основным направлением инвестиционной политики останется формирование благоприятных условий для привлечения внешних и внутренних инвестиций в регион путем совершенствования законодательной базы и выстраивания эффективного взаимодействия с инвесторами.

В 2016 – 2018 годах продолжится работа по привлечению внебюджетных инвестиций на развитие и модернизацию социально значимых объектов на принципах государственно-частного партнерства.

В то время как в Самарской области сфера здравоохранения является лидером в проектах государственно-частного партнерства, существует потребность привлекать бизнес в крупные инфраструктурные проекты, связанные с подготовкой региона к проведению Чемпионата мира по футболу в 2018 году. Это строительство мостов через реки Волга и Самара, автомагистрали «Центральная». В этой связи планируется активно использовать механизмы концессионного соглашения в сфере транспортного обеспечения.

В предстоящем периоде будет продолжена работа по созданию условий для развития физической культуры и спорта в Самарской области. Основные усилия в сложившихся экономических условиях будут направлены на обеспечение возможностей для жителей Самарской области систематически заниматься физической культурой и массовым спортом, вести здоровый образ жизни, обеспечение высокой конкурентоспособности спортсменов Самарской области на всероссийском и международном уровне, развитие материально-технической базы физической культуры, массового спорта и спорта высших достижений.

Кроме того, важнейшей задачей Правительства Самарской области в сфере спорта остается подготовка к проведению на территории региона матчей Чемпионата мира по футболу 2018 года. В 2016 году на указанные цели за счет средств областного бюджета без учета безвозмездных поступлений предусмотрено более 4,6 млрд.рублей.

 Также в предстоящем периоде будет развиваться инфраструктура сферы физической культуры и спорта с учетом их доступности для маломобильных групп населения. В целях обеспечения условий для занятий физической культурой и спортом, в том числе обустройства объектов городской инфраструктуры, планируется обеспечить финансирование строительства малобюджетных физкультурно-спортивных объектов шаговой доступности, с использованием типовых проектов.

Результатом работы по улучшению инвестиционного и бизнес-климата должно стать создание в регионе комфортных, привлекательных условий для инвесторов, что позволит Самарской области эффективно конкурировать с наиболее инвестиционно привлекательными российскими регионами.

Одной из основных задач бюджетной политики на ближайший трехлетний период остается повышение эффективности расходов областного бюджета с применением программно-целевого метода бюджетного планирования.

 Охват расходов бюджета показателями государственных и ведомственных программ в 2016 году составит более 80%. Ключевым условием полномасштабного перехода на программный бюджет является внедрение в деятельность органов исполнительной власти Самарской области механизма программно-целевого планирования.

Особое внимание будет уделено совершенствованию методологии разработки и оценки эффективности государственных программ Самарской области в части уточнения требований к содержанию и формированию основных параметров государственных программ, методик оценки эффективности их реализации, установления ответственности руководителей органов исполнительной власти за невыполнение в полном объеме программных мероприятий и недостижение плановых значений целевых индикаторов.

В рамках реализации Программы Правительства Самарской области по повышению эффективности управления общественными финансами Самарской области на период до 2018 года, утвержденной Постановлением Правительства Самарской области от 06.08.2015 № 496, планируется формирование системы анализа эффективности бюджетных расходов.

Анализ эффективности бюджетных расходов предлагается осуществлять в отношении мероприятий, финансовое обеспечение которых осуществляется за счет средств областного бюджета, в процессе формирования проекта областного бюджета, исполнения и оценки достигнутых результатов использования бюджетных ассигнований.

Помимо повышения эффективности расходов областного бюджета важнейшей задачей остаётся совершенствование процессов исполнения областного бюджета. Будет продолжено применение механизма перечисления средств областного бюджета преимущественно в момент потребности в кассовых расходах.

Субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам, субсидий местным бюджетам, субсидий иным некоммерческим организациям, не являющимся государственными (муниципальными) учреждениями, перечисляются при представлении документов, подтверждающих фактически произведенные расходы или возникновение соответствующих денежных обязательств, при условии обеспечения оплаты авансовых платежей по ним в размере, не превышающем тридцати процентов от суммы соответствующего денежного обязательства.

Под фактическую потребность в кассовых расходах планируется продолжить перечисление субсидий государственным бюджетным и автономным учреждениям Самарской области на финансовое обеспечение выполнения государственного задания, целевых субсидий, субсидий на осуществление капитальных вложений.

Применение указанных механизмов будет способствовать повышению эффективности и прозрачности расходов областного бюджета.

В целях оптимизации расходов областного бюджета на государственные закупки и исключения возможности принятия обязательств сверх утвержденных объемов финансового обеспечения главным распорядителям средств областного бюджета необходимо на стадии составления проекта областного бюджета осуществлять формирование проектов планов закупок и повысить качество составляемых планов-графиков закупок.

Будет продолжена работа по оптимизации подведомственной сети государственных учреждений Самарской области в случае отсутствия потребности в предоставляемых услугах или прямой связи фактически оказываемых услуг и полномочий органа государственной власти. Повышению качества и доступности государственных услуг будет способствовать формирование ведомственных перечней государственных услуг на основе базовых перечней, разработанных федеральными органами исполнительной власти, а также переход с учётом отраслевой специфики к расчёту прозрачных и объективных единых нормативных затрат на оказание услуг в соответствии с требованиями, определенными федеральными органами исполнительной власти.

 

Бюджетная политика в области межбюджетных отношений

 

Основными задачами бюджетной политики в сфере межбюджетных отношений в Самарской области на 2016 – 2018 годы являются:

сохранение стимулирующих механизмов, способствующих обеспечению сбалансированности местных бюджетов за счет выявления и использования собственных резервов доходных источников;

повышение эффективности предоставления межбюджетных трансфертов из областного бюджета;

усиление контроля за проводимой органами местного самоуправления долговой политикой в целях недопущения и предотвращения образования чрезмерной долговой нагрузки на местные бюджеты.

Ведущую роль в системе межбюджетного регулирования Самарской области сохраняют дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности и субсидии для софинансирования расходных обязательств по вопросам местного значения, предоставляемые с учетом выполнения показателей социально-экономического развития (далее – стимулирующие субсидии).

Являясь ключевой формой межбюджетных трансфертов, объем расходов областного бюджета по предоставлению дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности не уменьшается на протяжении последних лет, несмотря на сложности обеспечения сбалансированности областного бюджета.

С целью совершенствования предоставления стимулирующих субсидий предлагается внести небольшие изменения в методику, способствующие более справедливому распределению стимулирующих субсидий между муниципальными образованиями с учетом адекватного отражения финансового обеспечения расходных полномочий муниципальных образований за счет собственных источников. Указанные изменения планируются в части стимулирующих субсидий, направляемых:

на недостаток собственных финансовых ресурсов для финансирования расходных обязательств муниципального образования;

на компенсацию части расходов местных бюджетов, связанных с увеличением заработной платы работников отдельных отраслей бюджетной сферы, обозначенных в майских Указах Президента России.

Важным аспектом процесса предоставления стимулирующих субсидий является увязка плановых значений социально-экономических показателей каждого муниципального образования, за достижение которых последние «зарабатывают» данные межбюджетные трансферты, с задачами стратегии социально-экономического развития региона в целом. Изменение существующей ситуации в данном вопросе позволит не только повысить эффективность предоставления стимулирующих субсидий, но и усилить «прикладной» характер стратегии социально-экономического развития Самарской области.

В условиях усложняющейся экономической ситуации особое внимание главных распорядителей средств областного бюджета, предоставляющих субсидии, должно стать усиление контроля за предотвращением нарушения условий по обеспечению софинансирования со стороны местных бюджетов. Желание привлечения максимально возможного объема субсидий из областного бюджета в отдельных случаях приводит к увеличению закредитованности муниципального образования (в том числе и за счет бюджетных кредитов из областного бюджета) или к образованию кредиторской задолженности. Проблема закредитованности отдельных муниципальных образований приобретает актуальный характер еще и по причине отмены с 01.01.2017 года положений Бюджетного кодекса Российской Федерации, связанных с возможностью превышения ограничения дефицита местного бюджета в части бюджетных кредитов.

Особенностями формирования межбюджетных отношений на ближайшую трехлетку являются и изменения федерального законодательства, связанные с пересмотром подходов к определению муниципальных образований, в отношении которых применяются усиленные меры бюджетных ограничений в качестве условий предоставления межбюджетных трансфертов. С 2015 года определение условий предоставления межбюджетных трансфертов, осуществляется в зависимости от доли дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности (а не от доли межбюджетных трансфертов в целом) в составе собственных доходов местного бюджета, а также изменены значения указанной доли.

Указанные изменения привели к сокращению количества муниципальных образований, в отношении которых применяются дополнительные условия предоставления межбюджетных трансфертов в части усиления контроля за деятельностью данных муниципальных образований. К числу таких муниципальных образований относятся в том числе вновь образованные муниципалитеты: внутригородские округа г.о. Самара, а также поселения, в отношении которых в 2015 году проведена процедура объединения (отдельные поселения м.р. Безенчукский, м.р. Исаклинский, м.р. Клявлинский, м.р. Шен-талинский). Дополнительные анализ и контроль за их деятельностью создадут условия для качественного бюджетного процесса в данных муниципальных образованиях.

Изменение структуры местного самоуправления в г.о. Самара также привело к образованию в составе расходов бюджета городского округа межбюджетных трансфертов, предоставление которых будет в 2016 году осуществляться в бюджеты внутригородских районов г.о. Самара.

В целом в отношении указанных муниципальных образований и муниципальных образований, имеющих долю дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности более 50% в составе собственных доходов местного бюджета, планируется пересмотреть и усилить меры, отнесенные к компетенции министерства управления финансами Самарской области (далее – министерство). В частности, усовершенствовать условия соглашений о мерах по повышению эффективности использования бюджетных средств и увеличению поступлений налоговых и неналоговых доходов местного бюджета, установив в том числе необходимость согласования с министерством увеличения дефицита местного бюджета.

Реализация всех вышеперечисленных изменений подходов межбюджетного регулирования позволит в сложных финансовых условиях, связанных с внешними факторами, обеспечивать сбалансированность местных бюджетов и осуществлять меры по предотвращению негативных последствий развития экономики. При этом текущая ситуация не должна способствовать отказу от стратегических целей и требует принятия адекватных жестких мер, направленных на увеличение самостоятельности местных бюджетов с использованием, в первую очередь, внутренних резервов и рычагов влияния на опережающее социально-экономическое развитие территорий.

 

Долговая политика

Целью долговой политики Самарской области в 2016 – 2018 годах является недопущение рисков возникновения кризисных ситуаций при исполнении областного бюджета, поддержание размера и структуры государственного долга области в объеме, обеспечивающем возможность гарантированного выполнения долговых обязательств и сохранение финансовой устойчивости областного бюджета.

Долговая политика региона будет реализовываться по следующим направлениям.

Поддержание экономически безопасного уровня государственного долга Самарской области. В 2016 – 2018 годах значение предельного уровня долговой нагрузки по рыночным обязательствам не превысит 50 процентов объема доходов субъекта без учета безвозмездных поступлений.

Сдерживание роста государственного долга Самарской области за счет последовательного сокращения дефицита областного бюджета. Прирост государственного долга по рыночным заимствованиям за 2016 год составит 5 741 млн. рублей, 2017 год – 4 958 млн. рублей, 2018 год – 3 199 млн. рублей. Уровень долговой нагрузки по всем видам долговых обязательств будет сокращен с 58% в 2016 году до 51% в 2018 году.

Оптимизация структуры государственного долга Самарской области в целях сокращения расходов на его обслуживание. Поддержание минимально возможной стоимости обслуживания долговых обязательств области с учетом ситуации на финансовом рынке.

Осуществление регулярного мониторинга рынка кредитных ресурсов для оптимизации структуры государственного долга Самарской области с целью сокращения стоимости обслуживания долговых обязательств и при наличии благоприятной рыночной конъюнктуры проведение работы по замещению ранее привлеченных кредитов на кредиты под более низкие процентные ставки, в том числе замещения банковских кредитов бюджетными кредитами из федерального бюджета.

Обеспечение равномерности погашения долговых обязательств по годам.

Основные направления

налоговой политики Самарской области

на 2016 – 2018 годы

 

За прошедший период 2015 года социально-экономическое развитие Самарской области проходило в условиях продолжающегося негативного влияния нестабильной внешнеэкономической ситуации, обусловленной санкционным режимом Евросоюза и США и геополитическими факторами. Несмотря на разнонаправленную динамику развития региона по основным макроэкономическим показателям, в целом социально-экономическая ситуация в Самарской области оценивается как относительно стабильная.

По итогам 2015 года объем валового регионального продукта в Самарской области может составить 1,25 трлн. рублей и снизиться в сопоставимых ценах на 3,2%, что несколько хуже, чем в целом по Российской Федерации (- 2,8%).

 Основными целями Правительства Самарской области в области налоговой политики являются сохранение бюджетной устойчивости, увеличение доходной части бюджета, а также поддержка инвестиционной активности бизнеса в первую очередь в производственной сфере, обеспечивающей увеличение налогового потенциала области.

Основные направления налоговой политики Самарской области на 2016 год и на плановый период 2017 и 2018 годов подготовлены с учетом изменения федерального законодательства и направлены на поддержание уровня сбалансированности бюджетной системы Самарской области.

Из основных изменений действующего федерального законодательства следует отметить следующее.

- установление возможности обложения налогом на имущество организаций исходя из кадастровой стоимости отдельных объектов недвижимости (административно-деловые и торговые центры). Законодательством Самарской области начиная с 01.01.2016 планируется установить обложение налогом на имущество указанных объектов, принадлежащих юридическим лицам;

- изменение ставок акцизов на подакцизные товары (нефтепродукты, алкогольную продукцию и пиво).

Правительством Самарской области проводится и будет проводиться работа, направленная на упорядочивание механизма предоставления налоговых преференций отдельным категориям налогоплательщиков на территории Самарской области и оценка эффективности налоговых льгот, установленных региональным законодательством.

В течение 2015 года прослеживается тенденция снижения объёмов и доли поступлений от организаций, входящих в консолидированные группы налогоплательщиков, и филиалов инорегиональных компаний в доходах бюджета Самарской области.

В этой связи, приоритетной для органов исполнительной власти Самарской области, остается задача создания стабильной налоговой базы собственных региональных налогоплательщиков, обеспечение максимальной загрузки имеющихся производственных мощностей.

Основными источниками доходов бюджета Самарской области по-прежнему являются налог на прибыль организаций, налог на доходы физических лиц, а также акцизы по подакцизным товарам (пиво и нефтепродукты).

В 2015 году продолжена работа всех органов власти, направленная на увеличение собственных доходов Самарской области.

В 2016–2018 годах Правительством Самарской области будет продолжена совместная с органами местного самоуправления работа по увеличению налоговой базы по имущественным налогам, поступление которых в меньшей степени зависит от экономической ситуации в стране и регионе. В частности в 2016 году будет первый год проводиться начисление налога на имущество физических лиц по кадастровой стоимости, которая является более справедливой по сравнению с ранее действовавшей системой налогообложения имущества физических лиц.

В 2015 году будет расширен перечень объектов недвижимости, облагаемых налогом на имущество исходя из кадастровой стоимости на 2016 год.

По итогам 2015 году прогнозируется незначительный (+2,8%) рост номинальной средней заработной платы.

Правительством Самарской области в 2015 году была продолжена работа с крупными работодателями Самарской области по мониторингу средней заработной платы в разрезе отраслей видов экономической деятельности. Кроме того, проводится совместная с налоговыми органами работа в рамках Комиссии по легализации налоговой базы при УФНС по Самарской области. Также рассмотрение вопросов налогообложения осуществляется на заседаниях межведомственной рабочей группы по противодействию преступлениям в сфере экономики при Прокуратуре Самарской области. В 2016–2018 годах работа по данному направлению должна быть продолжена.

Будут проведены мероприятия по усилению работы Управления федеральной службы судебных приставов по Самарской области и Управления Федеральной налоговой службы по Самарской области по погашению налоговой задолженности перед областным бюджетом, задолженности по штрафам за нарушение законодательства о безопасности дорожного движения.

Одним из важных направлений работы Правительства Самарской области в условиях негативных тенденций в экономике страны и региона в 2016–2018 годах будет продолжение начатой в текущем году работы по анализу эффективности использования имущества Самарской области, переданного в оперативное управление и хозяйственное ведение государственным учреждениям и предприятиям. Неиспользуемое или не эффективно используемое имущество, в случае отсутствия необходимости использования его для государственных нужд, будет приватизировано.

Реализация перечисленных мероприятий позволит в максимальной степени использовать имеющийся налоговый потенциал Самарской области, обеспечить стабильность и устойчивость бюджета Самарской области.

Кроме того, реализация мероприятий по передаче земельных участков из федеральной в муниципальную собственность и получения доходов от их использования позволит увеличить собственные доходы местных бюджетов.