Программа совместных действий

Основные направления бюджетной и налоговой политики Самарской области на 2012-2014 годы

Основные направления бюджетной и налоговой политики

Самарской области на 2012-2014 годы

 

Бюджетная политика Самарской области на период 2012-2014 годов основывается на Бюджетном послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию «О бюджетной политике в 2012 - 2014 годах» (далее – Бюджетное послание), Стратегии социально-экономического развития Самарской области на период до 2020 года и Прогнозе социально-экономического развития Самарской области на 2012 год и плановый период 2013 и 2014 годов. Она должна учитывать экономические реалии и тенденции, существующие в мире, стране и ориентироваться на создание запаса прочности бюджетной системы Самарского региона.

В 2011 году в Самарской области продолжалось посткризисное восстановление и улучшение социально-экономической ситуации.

В январе-сентябре 2011 года объем промышленного производства увеличился на 8,8% к соответствующему периоду прошлого года, что в 1,7 раза превышает среднероссийский темп прироста. Наиболее динамично развивались производство транспортных средств и оборудования, строительных материалов, электрооборудования, машин, химическое производство и металлургия.

Объём валовой продукции сельского хозяйства во всех категориях хозяйств увеличился на 17,9%.

Улучшается финансовое состояние организаций: прибыль прибыльных организаций Самарской области, полученная за январь-август 2011 года, увеличилась в 1,5 раза по сравнению с аналогичным периодом 2010 года.

Растет инвестиционная активность предприятий: объем инвестиций в основной капитал по крупным организациям в январе-августе 2011 года увеличился на 12,5%. Улучшается ситуация в строительном секторе. Растет объем введенного жилья.

По оценке рост валового регионального продукта в 2011 году составит 106,3%.

Значительно улучшилась ситуация в сфере занятости населения и на рынке труда Самарской области. С апреля текущего года отмечается рост численности занятых на предприятиях области. Продолжилось сокращение размеров безработицы: численность зарегистрированных безработных с начала года сократилась на 33,3%. Растёт спрос на рабочую силу, количество вакансий уже превышает число безработных.

В 2012-2014 годах прогнозируемая позитивная динамика развития в реальном секторе экономики, инфраструктурном комплексе, в сфере оказания различных услуг будет способствовать в целом росту экономики региона. Общий прирост валового регионального продукта за 2012-2014 годы может составить от 16% до 25% со среднегодовым темпом роста 105% -107,8%. При этом еще раз необходимо подчеркнуть, что экономика Самарской области зависит от общей экономической ситуации в мире и в стране, поэтому наши прогнозы должны быть достаточно сдержанными и оптимальными.

Учитывая положительные тренды развития экономики Самарской области и основываясь на принципе преемственности проводимой в последние годы бюджетной и налоговой политики работа органов государственной власти Самарской области в 2012-2014 годах должна быть нацелена на решение следующих основных задач:

проведение эффективной налоговой и долговой политики с целью обеспечения сбалансированности и устойчивости бюджетной системы Самарской области;

повышение эффективности бюджетных расходов;

расширение и совершенствование применения программно-целевого метода бюджетного планирования, в том числе внедрение программно-целевого принципа организации деятельности органов исполнительной власти и формирование программных бюджетов на всех уровнях управления;

улучшение условий жизни человека, адресное решение социальных проблем и повышение качества государственных и муниципальных услуг; 

стимулирование инновационной и инвестиционной деятельности;

формирование рациональной сети бюджетных учреждений;

           дальнейшее развитие межбюджетных отношений как инструмента повышения эффективности управления муниципальными финансами.

 

Налоговая и долговая политика Самарской области

В результате улучшения экономической ситуации в области, в том числе финансового состояния организаций поступления налога на прибыль организаций в бюджет за девять месяцев 2011 года увеличились по сравнению с аналогичным периодом прошлого года на  46%, поступления налога, взимаемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения – на  27%.

Стабилизация ситуации на рынке труда оказывает положительное  влияние на поступление налога на доходы физических лиц в консолидированный бюджет области. Поступления указанного налога за девять месяцев 2011 года увеличились на 17 % по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.

Правительством области в 2011 году продолжается работа в сфере улучшения использования налогового потенциала области.

До конца текущего года будет принята Программа совместных действий органов исполнительной власти Самарской области, правоохранительных, контролирующих и иных органов и организаций по усилению налоговой дисциплины на территории Самарской области, обеспечению поступлений налоговых и других обязательных платежей в областной и местные бюджеты и развитию налоговой базы в Самарской области на 2011 – 2014 годы (далее – Программа). Это Программа является продолжением работы в сфере улучшения использования налогового потенциала Самарской области, проводимой в соответствии с ранее действовавшими аналогичными Программами.

  В 2012–2014 годах продолжится работа с крупными налогоплательщиками, осуществляющими деятельность на территории Самарской области, в рамках действующих и новых соглашений о сотрудничестве с Правительством Самарской области, направленных на увеличение налоговых поступлений в бюджет Самарской области.

В этих соглашениях мы видим проявление социальной ответственности бизнеса, подобные документы – новый эффективный инструмент управления качеством бюджета области и развитием экономики региона в целом. Именно за таким взаимовыгодным сотрудничеством – успешное будущее и социальной сферы региона, и бизнеса.

Налоговая политика в 2012-2014 годах будет направлена поддержание сбалансированности бюджетной системы и стимулирование инновационной активности.

В 2011 году продолжилась работа по изменению действующего регионального налогового законодательства.

В целях поддержки инвестиционной активности на территории Самарской области принят закон, предусматривающий снижение порогового значения стоимости инвестиционных проектов, прибыль от реализации которых может облагаться по пониженной ставке по налогу на  прибыль организаций в размере 13,5 процентов, с 650 до 100 млн. рублей. Вместе с тем, оптимизирован механизм предоставления налоговых льгот по налогам на  прибыль и на имущество. Кроме того, отменены налоговые льготы, не принесшие ожидаемого инвестиционного, бюджетного или социального эффекта.

Мы проводим и готовы проводить в дальнейшем политику предоставления льгот, но только в том случае,  если они приносят реальный инвестиционный или социальный эффект либо увеличивают доходы бюджета. Льготы, являющиеся «слепым» дотированием, должны быть ликвидированы.

Правительством Самарской области будет проводиться политика инвентаризации действующих на территории Самарской области региональных льгот.

В настоящее время разрабатывается нормативный правовой акт Самарской области, устанавливающий   порядок проведения ежегодной оценки эффективности    налоговых   льгот.    Оценка   такой   эффективности   должна

проводиться отраслевыми органами исполнительной власти с учетом специфики налоговых льгот и отраслевой принадлежности налогоплательщиков. Работа Правительства Самарской области будет направлена также на исключение действующих федеральных льгот по региональным налогам.

В связи с планируемым введением в действие налога на недвижимость и в целях увеличения поступлений налоговых и неналоговых доходов в областной и местные бюджеты в настоящее время представляется важным подготовить базу для введения указанного налога, а именно: активизировать проведение мероприятий, направленных на актуализацию государственного кадастра недвижимости и привлечение к уплате обязательных платежей владельцев земельных участков и расположенных на них объектов недвижимости. 

В результате проводимой работы ожидается увеличение поступлений земельного налога в консолидированный бюджет Самарской области.

Бюджетным посланием Президента Российской Федерации  определено, что «в качестве одного из основных источников для обеспечения решения поставленных задач следует рассматривать увеличение доходов от распоряжения  имуществом, находящимся в федеральной собственности».

Органами власти Самарской области в 2012-2014 годах должна быть продолжена работа по инвентаризации имущества Самарской области, переданного в оперативное управление подведомственным государственным учреждениям и хозяйственное ведение государственным унитарным предприятиям Самарской области по отраслевому принципу, проанализирована  эффективность его использования.

Необходимо проведение анализа финансово-хозяйственной деятельности государственных унитарных предприятий Самарской области, а также открытых акционерных обществ с участием в капитале Самарской области в целях определения путей повышения эффективности или целесообразности приватизации. Данная работа, контроль за инвестиционными проектами, реализуемыми такими организациями, а также ответственность за финансово-хозяйственную деятельность государственных унитарных предприятий Самарской области со стороны органов исполнительной власти Самарской области должна быть построена по отраслевому принципу.

Только комплексное проведение всех перечисленных мероприятий позволит в максимальной степени использовать имеющиеся резервы налогового потенциала региона, привлечь средства, необходимые для решения стоящих перед нами глобальных задач – развитие качественной дорожной сети, окончание работ по строительству незавершенных объектов, значительное число которых накопилось за прошедшие годы, и иных задач, поставленных стратегией по развитию региона до 2020 года.

Основными задачами долговой политики Самарской области в 2012-2014 годах являются: сохранение государственного долга на экономически безопасном уровне и привлечение заемных ресурсов на погашение ранее привлеченных долговых обязательств Самарской области и финансирование дефицита областного бюджета.

Предлагается сохранить установленные ограничения предельного уровня долговой нагрузки на областной бюджет: по всем долговым обязательствам в размере, не превышающем 45%, а по долговым обязательствам, возникшим в результате привлечения государственных заимствований – не выше 40% доходов областного бюджета без учета безвозмездных поступлений.

На протяжении последних лет объемы привлекаемых государственных заимствований Самарской области направляются на формирование «бюджета развития» региона и за счет них осуществляется около половины всех капитальных расходов.

Увеличение объема облигационного займа 2012 года до 15 000 млн. рублей вызвано необходимостью поддержания высокого уровня инвестиционных расходов областного бюджета в связи с планируемым Минфином России сокращением объемов бюджетного кредитования субъектов Российской Федерации.

В целях повышения эффективности управления долгом при необходимости возможно использование различных долговых инструментов, что обеспечит финансовую гибкость и снизит зависимость области от рыночной конъюнктуры.

Кроме того, в ближайшие годы особое значение будет иметь формирование равномерного графика погашения государственного долга, позволяющего избежать «пиковых» выплат. В 2012-2014 году может быть продолжена практика выпуска облигаций с сроками погашения долга в течение нескольких лет.

Полагаем, что высокие кредитные рейтинги и лидирующие позиции на рынке ценных бумаг субъектов Российской Федерации позволят Самарской области и в дальнейшем эффективно привлекать средства для социально-экономического развития области.

Проведение взвешенной налоговой и долговой политики позволит обеспечить долгосрочную сбалансированность и устойчивость бюджетной системы Самарской области.

 

Повышение эффективности бюджетных расходов

 

Одним из инструментов повышения эффективности бюджетных расходов является применение программно-целевых методов планирования бюджета.

С целью постепенного перехода к формированию «программного» бюджета должны быть внедрены программно-целевые принципы организации деятельности органов исполнительной власти и органов местного самоуправления. Планируется принятие программы Правительства Самарской области по повышению эффективности бюджетных расходов на 2012-2014 годы. 

Необходимо планомерно и последовательно увеличивать долю программных расходов в объеме расходов бюджета Самарской области и в следующем году приступить к разработке государственных программ. Объем расходов, формируемых в рамках целевых программ, вырастет с 23,3 млрд.рублей в  текущем году до 24,7 млрд.рублей в 2012 году.  Наиболее финансовоёмкие программы:  модернизация и развитие сети автомобильных дорог Самарской области до 2025 года (с объемом более 6,7 млрд.рублей), «Развитие физической культуры и спорта в Самарской области на 2010-2018 годы» (2,4 млрд. рублей), «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в Самарской области на 2009-2013 годы» (1,8 млрд.рублей), модернизация здравоохранения Самарской области (0,9 млрд.рублей). Всего за три предстоящих года планируется осуществить реализацию мероприятий в рамках 65 областных и ведомственных   целевых   программ   с    общим   объемом финансирования 80,7 млрд. рублей.

Необходимо продолжить работу по планированию бюджетных расходов, исходя из их приоритетности с точки зрения реализации важнейших социально-экономических задач, стоящих перед областью. В текущем году был разработан соответствующий механизм и положено начало конкурсному распределению финансовых бюджетных ресурсов среди главных распорядителей средств областного бюджета с учетом приоритетности и эффективности бюджетных расходов на  основе так называемых «листов ожидания».

Данный подход позволяет обеспечить взвешенное и системное принятие управленческих решений, а также преемственность бюджетных расходов. В этой связи следует повысить надежность и реалистичность показателей бюджета в плановом периоде и четко увязывать принятые в текущем финансовом году решения о выделении бюджетных средств с расходами планового периода. Необходимо  далее совершенствовать механизм конкурсного распределения бюджетных средств по тем приоритетным направлениям расходов, которые могут принести наибольший экономический и социальный эффект, при этом, непременно исполняя все государственные обязательства. Главные распорядители средств областного бюджета должны стать эффективными менеджерами в использовании отнесенных к их ведению бюджетных средств. Одними из основных показателей их работы должно стать повышение качества планирования бюджетных ассигнований и подготовки соответствующей нормативной базы, своевременные разработка конкурсной документации и  освоение бюджетных средств.

Требует кардинальной перестройки, как отмечено в Бюджетном послании система государственных закупок. Должна быть повышена ответственность государственных  заказчиков за несоблюдение установленных сроков планирования и подготовки государственных контрактов.

В этой связи уже сейчас на областном уровне следует организовать четкое планирование закупок товаров, работ и услуг, которое позволит обеспечить бесперебойную реализацию всех важнейших функций, возложенных на органы государственной власти, в соответствии с действующим законодательством. При этом планы по закупкам для государственных нужд Самарской области должны формироваться в соответствии с мероприятиями целевых программ, а также утвержденными государственными заданиями. Такое планирование позволит избежать экстренных закупок, приводящих к нарушениям, злоупотреблениям и не отвечающих принципам экономного и эффективного расходования бюджетных средств.

В целях исключения случаев завышения цен по государственным контрактам заказчикам следует отказаться от формального подхода к обоснованию начальной (максимальной) цены контракта и формировать действительно обоснованную цену товаров, работ, услуг на основе мониторинга рыночных цен.

Главным распорядителям средств областного бюджета необходимо установить жесткий контроль за формированием подведомственными им учреждениями начальных цен при размещении заказов и сравнивать такие цены с представляемыми ими ранее в составе финансово-экономических обоснований своих расходов.

В случае выявления фактов невыполнения требований по планированию закупок и обоснованию цены контракта следует проводить тщательные проверки деятельности таких заказчиков и принимать меры вплоть до освобождения виновных лиц от должности. Любое отклонение от таких обоснований должно быть подтверждено и обосновано действительно объективными причинами.

Отдельным направлением в Бюджетном послании обозначена необходимость  утверждения Концепции создания и развития интегрированной информационной системы управления общественными финансами (электронный бюджет). Развитие информационной системы управления общественными финансами является одним из важных механизмов совершенствования бюджетной политики. В связи с этим в Самарской области активно внедряется Единая автоматизированная система управления бюджетным процессом. Внедрение Единой системы позволило повысить качество управления бюджетным процессом за счет защиты передаваемой информации от подмены и искажения, сокращения расходов на формирование, доставку и обработку бумажных документов, совершенствования механизмов автоматического бюджетного контроля и соответственно сокращения нецелевого использования бюджетных средств.

Бюджетным посланием определено, что «в 2011 году необходимо завершить разработку поправок и внести изменения в Бюджетный кодекс Российской Федерации по вопросам государственного и муниципального контроля, а также применения мер ответственности за нарушение бюджетного законодательства Российской Федерации».

В настоящее время принят Закон Самарской области «О внесении изменений в Закон Самарской области «О Счетной палате Самарской области», что означает встраивание внешнего независимого финансового контроля в Самарской области в федеральную правовую систему контролирующих органов. Кроме того, необходимо завершить начатую в 2010 году работу по выстраиванию единой централизованной вертикали финансового контроля в структуре органов исполнительной власти. Построение такой системы с единым центром планирования контрольной деятельности, сбора, обобщения и анализа результатов контрольных мероприятий, а также формирования консолидированной методологии финансового контроля позволит повысить оперативность управленческих решений, реагирования на выявленные нарушения, эффективность и результативность контрольной деятельности, выработку более совершенных моделей поведения участников бюджетного процесса, независимость финансового контроля в структуре органов исполнительной власти.

Приоритеты бюджетных расходов

Особое место в Бюджетном послании уделено необходимости улучшения условий жизни человека, адресного решения социальных проблем, повышения качества государственных и муниципальных услуг, стимулирования инновационного развития страны.

С целью решения одной из основных задач бюджетной политики, определенных Президентом в Бюджетном послании, в очередном финансовом году и плановом периоде в полном объеме планируется обеспечение исполнения всех законодательно установленных обязательств по выплате социальных пособий и компенсаций.

Для обеспечения необходимых условий повышения качества жизни семей с детьми, как наиболее социально уязвимой категории населения необходимо в первоочередном порядке решение таких задач, как усиление мер социальной поддержки семей, внедрение, дополнительно к общефедеральным, комплекса мер противодействия бедности семей, имеющих детей, и отдельных категорий семей, находящихся в зоне социального риска.

Улучшение демографической ситуации и положения семей с детьми является одним из ключевых направлений социально-экономической политики  Правительства Самарской области, что соответствует приоритетам развития Российской Федерации. 

Проектом областного бюджета  на 2012 год предусмотрены расходы на увеличение размеров социальных выплат семьям с детьми. С целью реализации послания Президента, в части  установления регионального «семейного   капитала», в настоящее время разработан законопроект, которым предлагается установить с 1 января 2012 года в Самарской области единовременную денежную выплату - семейный капитал в размере 100 000 рублей при рождении (усыновлении) третьего или последующих детей.

В 2012 году будет проведена индексация ежемесячных денежных выплат и доплат «региональным льготникам»,  ежемесячных денежных выплат на оплату жилого помещения и коммунальных услуг льготным категориям граждан, а также увеличен размер ежемесячных пособий.

На фоне экономического роста продолжает увеличиваться уровень оплаты труда в регионе. По итогам восьми месяцев текущего года среднемесячная номинальная начисленная заработная плата достигла 17,9 тыс. рублей, увеличившись в реальном выражении на 3,4%.

Повышение уровня жизни населения – одно из основных направлений работы органов исполнительной власти Самарской области.

С 1 июня текущего года на 6,5% проиндексированы фонды оплаты труда всех работников учреждений бюджетной сферы региона. С 1 сентября дополнительно повышен на 30% фонд оплаты труда учителей общеобразовательных школ, а также педагогов детских садов, учреждений для детей – сирот и коррекционных образовательных учреждений Самарской области. Кроме того, по аналогии с федеральным бюджетом, предусмотрено увеличение с 1 октября 2011 года фонда оплаты труда всех работников бюджетной сферы на 6,5%, за исключением тех, по которым уже состоялось повышение с 1 сентября 2011 года, а также всем работникам бюджетной сферы на 6% с 1 октября 2012 года.

Между тем, как отмечено в Бюджетном послании: «Решение вопроса оплаты труда в бюджетной сфере не достичь путем простого увеличения ставок и окладов». Необходимо провести инвентаризацию положений нормативной базы, устанавливающей оплату труда работников бюджетной сферы и увязать дальнейший рост оплаты труда с оптимизацией численности работников бюджетного сектора и усилением её стимулирующего характера, как на уровне учреждений, так и на уровне конкретных работников. Нормативная база должна содержать положения, определяющие прямую взаимосвязь уровня заработной платы работника с результатами деятельности учреждения.

В целом бюджетная политика в сферах образования, здравоохранения, культуры, социальной помощи в 2012 - 2014 годах будет направлена на обеспечение доступности и качества  предоставления государственных услуг.

Основными направлениями работы в сфере здравоохранения станет совершенствование работы учреждений, оказывающих первичную медико-санитарную помощь, реализация концепции трехуровневой системы перинатальных центров в  целях  развития   службы  родовспоможения  и  детства, мероприятий, направленных на снижение смертности населения от управляемых причин (туберкулеза, болезней системы кровообращения, онкологических заболеваний), обеспечение комплексной профилактики заболеваний у населения.

С 2012 года с местного уровня на уровень субъектов Российской Федерации переходят полномочия по организации оказания первичной медико– санитарной помощи, финансовое обеспечение которых будет осуществляться путем наделения данными полномочиями органов местного самоуправления.

Продолжится реализация мероприятий областной целевой программы «Модернизация здравоохранения в Самарской области»  на 2011-2015  годы.

Приоритетным направлением в сфере социальной политики продолжает оставаться организация обеспечения социальных услуг населению Самарской области в соответствии с Национальными стандартами социального обслуживания населения в Российской Федерации, предоставление социальных гарантий, реализация мероприятий по улучшению социально-демографической ситуации в Самарской области. Продолжится реализация мероприятий в рамках областной целевой программы «Обеспечение безбарьерной среды жизнедеятельности и социальной интеграции инвалидов в Самарской области» на 2011–2014 годы.

Бюджетная политика в сфере образования будет направлена на создание современных условий для организации образовательного процесса. Одним из приоритетных направлений бюджетного инвестирования станет развитие сети дошкольных образовательных учреждений в целях решения проблемы недостаточного количества мест в муниципальных дошкольных образовательных учреждениях.

Определенные усилия будут направлены на удовлетворение потребностей рынка труда в квалифицированных специалистах с высшим профессиональным, средним профессиональным и начальным профессиональным образованием. Продолжится обеспечение полноценного доступа детей с ограниченными возможностями здоровья к образовательным учреждениям. Предусматривается предоставление мер социальной поддержки выпускникам образовательных учреждений высшего и среднего профессионального образования, обучающимся но педагогическим специальностям.

С 2012 года планируется проведение реформы в системе образования региона. Так, предполагается ликвидировать муниципальные образовательные учреждения, в которых область в настоящее время является соучредителем и создать государственные общеобразовательные учреждения с присоединением к ним дошкольного и дополнительного образования детей, что соответствует полномочиям субъекта РФ в сфере образования.

Целью данной реформы является, помимо финансирования указанных учреждений одним главным распорядителем, сохранение схемы централизованного управления системой дошкольного, общего и дополнительного образования региона.

В 2012-2014 годах основными задачами Правительства Самарской области в области спорта будут являться: ускорение темпов строительства и ввода в эксплуатацию спортивных сооружений (в первую очередь с наименьшими остатками сметной стоимости), модернизация системы физического воспитания различных категорий и групп населения, подготовка к проведению на территории Самарской области чемпионата мира по футболу 2018 года.

В рамках областной целевой   программы   «Развитие   физической культуры и спорта в Самарской области на 2010-2018  годы», планируется развитие материально-технической базы для занятий физической культурой    и    спортом, развитие массового спорта и физкультурно-оздоровительного    движения на территории Самарской области, а также развитие спорта высших достижений.

Первостепенными задачами в сфере молодежной политики в 2012-2014 годах будут являться поддержка научно-исследовательской и инновационной деятельности молодых   ученых   и   специалистов   Самарской   области,   содействие их самореализации, развитие информационно-консалтинговой системы помощи молодежи и общественного доступа к информации на базе учреждений молодежной политики в Самарской области.

Развитие сферы культуры Самарской области в 2012-2014 годах будет ориентировано на повышение качества и расширение спектра предоставляемых населению услуг при одновременном обеспечении решения задач, направленных на развитие и реализацию культурного и духовного потенциала населения Самарской области и сохранение историко-культурного наследия. Продолжится реализация областной целевой программы «Развитие и укрепление материально-технической базы государственных и муниципальных учреждений культуры, осуществляющих деятельность на территории Самарской области, на 2011-2018 годы», что позволит провести ремонтно-восстановительные работы и выполнить проектирование и реконструкцию объектов культуры, которые находятся в аварийном состоянии со степенью износа более 75%. Реализация областной целевой программы «Культурное наследие Самарской области на 2012-2020 годы» вернет многим интересным памятникам истории и культуры достойный облик, а также повысит значимость комплекса  историко-культурного наследия  как  особого и очень важного экономического ресурса региона.

В то же время, как отмечено в Бюджетном послании, «меры по развитию социальной сферы не должны сводиться к механическому наращиванию расходов. Необходимо внедрение новых механизмов оказания и финансового обеспечения государственных услуг, повышение их доступности и качества».

Приоритетными направлениями в сфере туризма на ближайшую перспективу станет разработка и реализация задач, направленных на продвижение Самарской области как региона, привлекательного для туризма на межрегиональном и международном уровнях, развитие межрегионального сотрудничества в рамках соглашения о сотрудничестве в сфере туризма между Правительством Самарской области и отдельными субъектами ПФО.

Безусловным приоритетом бюджетных расходов в 2012-2014 годах будет выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем ветеранов Великой Отечественной войны, детей-сирот, граждан, уволенных с военной службы, и других категорий граждан, установленных действующим законодательством.

В рамках областной целевой программы «Молодой семье – доступное жилье» будет продолжена государственная поддержка молодых семей, предусматривающая предоставление социальных выплат на приобретение жилья и на компенсацию при рождении (усыновлении) ребенка.

Кроме того, будет осуществлена государственная поддержка «обманутых дольщиков».

С 2012 года в связи с изменением федерального законодательства в составе областного бюджета будет создан дорожный фонд. Дорожный фонд Самарской области - это часть средств областного бюджета, формируемая с учетом закрепленных доходных источников и  подлежащая использованию в целях финансового обеспечения дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения Самарской области.

В 2012 году планируется сохранить стратегические направления государственной поддержки агропромышленного комплекса области, к которым относятся поддержка животноводства, элитного семеноводства, малых форм хозяйствования, приобретения техники, финансирование программы мелиорации, мероприятий по социальному развитию села и поддержке кадрового потенциала АПК.

Продолжится финансирование областной целевой программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия Самарской области.

В целях снижения неблагоприятных природно-климатических условий на АПК с 2012 года будет финансироваться программа развития мелиорации, в соответствии с которой предусмотрено предоставление субсидий на проектирование, строительство, реконструкцию и техническое перевооружение мелиоративных систем, а также на осуществление полива с применением объектов мелиорации.

Продолжит действие программа развития потребительской кооперации в Самарской области.

На улучшение жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в рамках федеральной целевой программы «Социальное развитие села до 2013 года» в 2012 году предлагается предусмотреть расходы для предоставления социальных выплат 255 семьям граждан и 183 молодым семьям и молодым специалистам.

Реализация вышеуказанных мероприятий будет способствовать устойчивому росту производства сельскохозяйственной продукции и обеспечению продовольствием граждан в Самарской области, а также развитию социальной и инженерной инфраструктуры на селе.

В  Бюджетном послании одним из приоритетов бюджетных расходов определены «вопросы экологии, в том числе механизмы и правила финансирования природоохранных мероприятий».

Финансовые ресурсы, выделяемые на развитие сферы лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области, будут сконцентрированы на достижение экологической безопасности и благоприятном для населения Самарской области состоянии окружающей среды, рациональном использовании и воспроизведении природных ресурсов.

Поддержка малого и среднего предпринимательства – одно из приоритетных направлений развития региональной экономики.

По количеству малых предприятий на 100 тыс. жителей и обороту малых предприятий Самарская область занимает среди регионов ПФО лидирующее место. Для развития предпринимательства,  как значительной составляющей региональной экономики, необходимо создавать максимально благоприятные условия.

В рамках областной целевой программы «Развитие малого и среднего предпринимательства в Самарской области» на 2009-2015 годы» проектом областного бюджета на 2012 год в целях развития малого и среднего предпринимательства на территории Самарской области предусмотрено предоставление грантов начинающим предпринимателям; финансовая поддержка лизинговых программ, экспортноориентированных и инновационных предприятий; софинансирование муниципальных программ развития предпринимательства.

 

Инвестиционная  и инновационная политика.

Бюджетная  политика Самарской области на 2012-2014 годы в сфере капитальных вложений определяется необходимостью оптимизации расходов и снижения объемов незавершенного строительства. 

Особое внимание будет уделено тем объектам, по которым может быть обеспечено софинансирование за счет федеральных или внебюджетных источников. Те инвестиционные проекты, в которых есть возможность привлечь дополнительные средства, будут реализованы в приоритетном порядке.

Стратегическими направлениями бюджетного инвестирования будут являться реализация жилищной политики, создание современной дорожной сети региона, укрепление материально-технической базы бюджетных учреждений. 

На территории Самарской области будет продолжена реализация мероприятий по формированию рынка доступного и качественного жилья и поддержке платежеспособного спроса на жилье.

Финансовое обеспечение мероприятий приоритетного национального проекта «Доступное и комфортное жилье – гражданам России» в 2011 году позволило сохранить набранные в 2010 году темпы развития в сфере жилищного строительства и рынка ипотечного кредитования.

Правительством Самарской области продолжится работа по формированию и реализации региональной инвестиционной политики, направленной на создание комфортной среды для инвесторов, эффективной системы продвижения Самарской области как инвестиционно привлекательного региона.

         Важным фактором привлечения инвестиционных ресурсов в регион является наличие инвестиционных площадок, обеспеченных всей необходимой инфраструктурой. На реализацию областной целевой программы «Создание технопарка в сфере высоких технологий «Жигулёвская долина» в городском округе Тольятти» на 2010 – 2014 годы» предусмотрено направить в   2012–2014 годах средства областного бюджета в сумме 1,3 млрд.рублей.

Освоение данного объема бюджетных средств позволит завершить создание объектов инженерной инфраструктуры технопарка, построить его базовые объекты, привлечь инвесторов для строительства объектов на площадях, организовать работу бизнес–инкубатора для реализации инновационных проектов резидентами.

В числе важных направлений бюджетной политики Самарской области в 2012-2014 годах остается поддержка монопрофильных городских округов Тольятти, Октябрьск, Похвистнево, Чапаевск. Поддержка моногородов реализуется через комплексные инвестиционные планы развития и включает содействие занятости населения, развитие предпринимательства и малого бизнеса, создание альтернативных градообразующих отраслей экономики.

В рамках создания в Самарской области особой экономической зоны промышленно-производственного типа на территории муниципального района Ставропольский предусмотрено финансирование создания объектов внутриплощадочной инфраструктуры особой экономической зоны в целях последующего развития на данной территории высокотехнологических отраслей промышленности и производства новых видов продукции и услуг, имеющих высокую добавленную стоимость.

Инвесторы, которые будут размещаться на площадях особой экономической зоны и технопарка, будут полностью обеспечены всей необходимой инженерной, социальной, транспортной и телекоммуникационной инфраструктурой. Все данные меры позволят более эффективно решать проблемы крупнейшего моногорода Самарской области Тольятти.

Реализация инфраструктурных проектов в рамках подготовки и проведения на территории Самарской области игр Чемпионата мира по футболу 2018 года позволит повысить инвестиционную привлекательность региона.

Бюджетное послание нацелено на стимулирование инновационного развития страны и поддержку инновационного предпринимательства.

С 2012 года возобновляется действие областной целевой программы развития инновационной деятельности Самарской области до 2015 года.

Основными её направлениями будут поддержка инновационных проектов, стимулирование научных и научно-технических исследований и разработок, подготовки и освоения производства новых видов продукции, трансфера новых технологий в реальное производство. Особое внимание должно быть уделено поддержке реализации комплексных проектов по созданию высокотехнологичных производств в ведущих отраслях, поддержке научных исследований, проводимых ведущими вузами на территории области, а также развитию региональной инновационной инфраструктуры, обеспечивающей поддержку на всех этапах цикла развития инноваций.

 

Формирование рациональной сети бюджетных учреждений

Бюджетным посланием определено, что необходимо «повысить отдачу от использования государственных расходов, в том числе за счет формирования рациональной сети государственных учреждений, совершенствования перечня и улучшения качества оказываемых ими услуг».

Особенностью проекта областного бюджета на 2012-2014 годы стало его формирование в условиях новых форм финансового обеспечения услуг. Впервые определялся не объем средств на содержание учреждений из фактически сложившихся расходов, а объем финансового обеспечения на выполнение государственного задания конкретным учреждением, исходя из объемов оказываемых им государственных услуг и целевых показателей деятельности учреждения.

Переходный период по реализации Федерального закона 83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений»  завершается в Самарской области 31 декабря 2011 года. С 1 января 2012 года все бюджетные учреждения должны финансироваться в соответствии с субсидиями на выполнение государственных заданий.

В связи с этим предстоит в самое ближайшее время завершить работу по формированию соответствующей нормативной базы и в срок до 1 декабря внести изменения в уставы подведомственных учреждений.

В настоящее время главными распорядителями средств областного бюджета, имеющими подведомственные учреждения, утверждены ведомственные перечни услуг. В связи с этим крайне важно провести инвентаризацию государственных услуг, четко разграничив услуги на платные и бесплатные. Потребители услуг должны видеть, какой объем услуг оказывается бесплатно в рамках государственного задания, а какой объем услуг оказывается дополнительно, сверх государственного задания, за плату, и по какой цене.

В целях качественного и своевременного оказания государственных услуг государственными бюджетными и автономными учреждениями Самарской области главным распорядителям средств областного бюджета необходимо более ответственно подойти к заключению соглашений при предоставлении субсидий на выполнение государственных заданий и иных целевых субсидий.

В соглашениях необходимо более детально прописать ответственность учреждений за несвоевременное и некачественное предоставление государственных услуг, а также периодичность и сроки представления информации об использовании субсидий.

В целях более эффективного использования средств областного бюджета требуется более взвешенный подход и к нормативам финансового обеспечения государственных заданий.

К финансированию бюджетных и автономных учреждений необходимо подходить с учетом объема доходов от внебюджетной деятельности этих учреждений. Кроме того, учитывая изменения в статусе автономных и бюджетных учреждений, необходимо повысить степень ответственности их учредителей за качество оказываемых учреждениями услуг и финансовые результаты учреждений.

Необходимо разработать и внедрить такие механизмы, которые обеспечивали бы вложения «заработанных» государственными учреждениями денег в повышение доступности и качества оказываемых услуг, а не приводили бы к механическому наращиванию заработной платы их работников за счет средств от приносящей доходы деятельности.

 

Межбюджетные отношения как инструмент повышения эффективности управления муниципальными финансами

При осуществлении политики внутрирегиональных межбюджетных отношений на период 2012–2014 годов особое внимание необходимо уделить:

реализации стратегических направлений социально-экономического развития Самарской области путём применения новых инструментов при предоставлении субсидий местным бюджетам;

обеспечению высокого уровня показателей эффективности деятельности органов исполнительной власти Самарской области и органов местного самоуправления;

повышению качества управления региональными и муниципальными финансами.

Как уже было отмечено ранее в связи с изменением федерального законодательства с 2012 года к полномочиям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации будет относиться решение вопроса организации оказания медицинской помощи на территории субъекта Российской Федерации. Ранее решение данного вопроса относилось к компетенции органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов.

Это перераспределение полномочий требуется учесть при формировании внутрирегиональных межбюджетных взаимоотношений с муниципальными образованиями на 2012 и последующие годы. В результате него в местных бюджетах высвобождается значительная часть средств, что будет способствовать снижению напряженности по исполнению полномочий по решению вопросов местного значения.

Высвобождаемые средства должны быть ответственно и эффективно распределены органами местного самоуправления с учётом приоритетов Правительства Самарской области и полномочий органов местного самоуправления, таких как:

повышение заработной платы работникам бюджетной сферы;

содержание муниципального имущества, в том числе уплата имеющейся недоимки по налогу на имущество организаций бюджетными учреждениями;

обеспечение платежей за энергоносители и подготовка жилищно-коммунального комплекса к отопительному сезону;

снижение чрезмерной долговой нагрузки, в тех муниципальных образованиях, где она может превысить уровень управляемости бюджета;

завершение строительства и реконструкции начатых объектов муниципальной собственности.

В целях усиления самостоятельности органов местного самоуправления при решении вопросов местного значения и реализации Бюджетного послания о повышении значимости выравнивания бюджетной обеспеченности по сравнению с субсидированием необходимо предусмотреть увеличение объёмов финансовой помощи местным бюджетам нецелевого назначения путём увеличения размера дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных районов (городских округов).

В соответствии с рекомендациями федеральных органов власти необходимо принятие нормативного правового акта Самарской области, устанавливающего общий порядок субсидирования муниципальных образований, в том числе:

порядок определения приоритетных направлений софинансирования расходных обязательств муниципальных образований, увязанных со стратегией социально-экономического развития Самарской области;

порядок контроля за обеспечением результативности предоставления субсидий;

определение на срок не менее 3-х лет перечня приоритетных направлений софинансирования расходных обязательств муниципальных образований;

осуществление консолидации субсидий, предоставляемых местным бюджетам из областного бюджета.

К сожалению, соглашения, заключаемые главными распорядителями бюджетных средств с органами местного самоуправления, носят зачастую формальный характер, в них не закладываются положения, позволяющие осуществлять действенный контроль за целевым и эффективным использованием субсидий и соблюдением доли софинансирования. Устранение указанных формальных подходов должно также сопровождаться усилением внимания к достижению качественных показателей результативности использования соответствующих субсидий. В этой связи необходимо в соглашениях о предоставлении субсидий предусматривать обязательства муниципальных образований по выполнению тех или иных показателей, а также санкции за их невыполнение.

Со стороны главных распорядителей средств областного бюджета должна быть повышена оперативность принятия решений о распределении субсидий между бюджетами муниципальных образований. Должна быть увеличена доля субсидий, распределяемая до начала или в начале финансового года. Кроме того, главными распорядителями должны быть внедрены механизмы, позволяющие обеспечить скорейшее и результативное освоение субсидий муниципальными образованиями. Следует также применять меры, стимулирующие муниципальные образования к более оперативной и результативной работе, например, посредством перераспределения субсидий от муниципальных образований, не справляющихся в необходимые сроки с предоставленными им субсидиями из областного бюджета.

Сложившаяся структура межбюджетных трансфертов с преобладанием доли субсидий способствует выравниванию обеспеченности муниципальных образований объектами социальной инфраструктуры. Она даёт возможность оказания финансовой помощи местным бюджетам для осуществления капиталовложений в финансовоёмкие объекты. Однако при принятии решений о софинансировании объектов социальной инфраструктуры муниципальных образований необходимо учитывать не только возможности муниципалитета по софинансированию соответствующих объектов, но и возможности по их дальнейшей эксплуатации и содержанию.

Средства областного бюджета, а также административные усилия в жилищно-коммунальной сфере необходимо направлять не на финансовую помощь муниципальным образованиям для компенсации убытков предприятий жилищно-коммунального хозяйства, а на кардинальное реформирование  данной отрасли, модернизацию и ремонт инженерной инфраструктуры. Решение этой сложной и важной задачи будет одним из важных направлений работы нового органа исполнительной власти Самарской области – министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства.

Уменьшение перечня субсидий, их укрупнение  и сокращение доли софинансирования за счет средств областного бюджета потребует от муниципальных образований более активной работы по выявлению и использованию резервов доходов местных бюджетов и привлечению кредитных ресурсов.

Как показывает опыт прошлых лет, муниципальные образования незначительно использовали такой ресурс как привлечение кредитов. Уровень долга муниципальных образований составляет 16%, что существенно ниже уровня долга областного бюджета, предусмотренного в размере, рекомендуемом рейтинговыми агентствами по обеспечению устойчивости управления долгом (40% от объёма доходов без учёта безвозмездных поступлений).

Активное применение заёмных средств при освоении субсидий способствует ликвидации иждивенческих настроений муниципальных образований и стимулирует рост ответственности выборных должностных лиц органов местного самоуправления за принятие самостоятельных решений по социально-экономическому развитию территории муниципального образования.

В условиях экономического роста и улучшения ситуации на рынке заимствований с целью наращивания темпов развития социальной инфраструктуры крупным индустриальным центрам региона – г.о.Самара и г.о.Тольятти следует наращивать привлечение кредитных ресурсов, для чего необходим переход к преимущественному использованию рыночных механизмов покрытия дефицитов бюджетов. При этом в течение ближайшего периода с 2012 по 2014 годы дальнейшее увеличение объемов кредитования местных бюджетов за счет средств областного бюджета считаю нецелесообразным.

Предоставление дотаций на поддержку мер по обеспечению сбалансированности местных бюджетов и дотаций на стимулирование качества управления муниципальными финансами на протяжении последних лет имеет свои ожидаемые положительные результаты в соответствии с замыслом создания данных фондов дотаций. Однако дальнейшее динамичное изменение требований по осуществлению бюджетного процесса (в том числе в результате принятия и вступления в действие Федерального закона № 83-ФЗ) требует дальнейшего совершенствования и изменения подходов к распределению  дотаций. При этом особое значение будет иметь совершенствование показателей качества управления муниципальными финансами.

Полагаю, что подходы при формировании межбюджетных отношений должны ориентироваться не на жесткую регламентацию действий органов местного самоуправления, а на стимулирование и создание условий для максимального и полноценного участия муниципальных образований в социально-экономическом развитии соответствующих территорий. Это будет способствовать росту самостоятельности и увеличению возможностей влияния  на формирование инвестиционного климата и решение социальных вопросов.

О Программе совместных действий органов исполнительной власти Самарской области, правоохранительных, контролирующих и иных органов и организаций по усилению налоговой дисциплины на территории области, обеспечению поступлений налоговых и других обязательных платежей в областной и местные бюджеты и развитию налоговой базы в Самарской области на 2011-2014 годы

Программа совместных действий

С 01.01.2014 прекратило свое действие постановление Правительства Самарской области от 05.12.2011 № 772 «О Программе совместных действий органов исполнительной власти Самарской области, правоохранительных, контролирующих и иных органов и организаций по усилению налоговой дисциплины на территории Самарской области, обеспечению поступлений налоговых и других обязательных платежей в областной и местные бюджеты и развитию налоговой базы в Самарской области на 2011 - 2014 год» (далее – Программа). По результатам выполнения мероприятий в рамках данного постановления Программа  показала свою эффективность. В период действия Программы было организовано эффективное информационное взаимодействие участников мероприятий Программы, что положительно сказалось на собираемости налоговых и неналоговых доходов регионального бюджета. С целью продолжения работы, с учетом изменений, внесенных в законодательство, реорганизацией органов исполнительной власти Самарской области и федеральных органов исполнительной власти, министерством управления финансами Самарской области разработана Программа  , рассчитанная на 2014 – 2020 годы (приложение 4 к Государственной программе Самарской области «Управление государственными финансами и развитие межбюджетных отношений»). При разработке Программы учтены ключевые направления Бюджетного послания Губернатора Самарской области Самарской Губернской Думе, разработанного в соответствии с Бюджетным посланием Президента Российской Федерации. Программа предусматривает ряд мероприятий, направленных на: увеличение налоговых и неналоговых доходов областных и местных бюджетов; снижение задолженности по налоговым платежам; увеличение собираемости налогов; подготовку предложений по внесению изменений и дополнений в налоговое законодательство Российской Федерации и Самарской области; разработку предложений, направленных на увеличение заработной платы на территории Самарской области; организацию информационного обмена между участниками Программы. Программа позволит повысить эффективность взаимодействия всех её участников, а также будет способствовать увеличению поступлений налоговых и неналоговых платежей в консолидированный бюджет Самарской области.