Доклады

Отчет о результатах и основных направлениях деятельности МУФ за 2016 год

Отчет о результатах деятельности

министерства управления финансами Самарской области

в 2016 году

 

Бюджетная политика Самарской области в 2016 году была направлена на поддержание сбалансированности и устойчивости бюджетной системы, стимулирование инвестиционной активности, а также реализацию мер социальной поддержки в полном объеме.

Благодаря проведенной совместной работе Правительства Самарской области и муниципальных образований в Самарской области налоговые и неналоговые доходы консолидированного бюджета Самарской области возросли в 2016 году на 13% по сравнению с 2015 годом и составили 151,8 млрд. рублей.

В целях увеличения поступлений налоговых и неналоговых доходов в консолидированный бюджет Самарской области осуществлялись мероприятия государственной программы Самарской области «Управление государственными финансами и развитие межбюджетных отношений на 2014-2020 годы» и Программы совместных действий налоговых, контролирующих, правоохранительных и других органов и организаций в части использования потенциала доходов бюджетов всех уровней на территории Самарской области.

Совместно с Управлением Федеральной налоговой службы по Самарской области и Управлением Федеральной службы судебных приставов по Самарской области реализовывались планы мероприятий по увеличению собираемости имущественных налогов, налога на прибыль организаций и налога на доходы физических лиц.

В течение года проводилась работа с крупными налогоплательщиками, осуществляющими деятельность на территории Самарской области, в том числе в части заключения соглашений о сотрудничестве с Правительством Самарской области, направленных на увеличение налоговых поступлений в бюджет Самарской области от предприятий, входящих в состав консолидированных групп налогоплательщиков, а также филиалов и обособленных подразделений инорегиональных предприятий.

По итогам проведенных мероприятий в сфере размещения рекламных конструкций в консолидированный бюджет Самарской области поступили денежные средства в размере более 180 млн. рублей.

Продолжилась работа по оптимизации структуры и количества организаций с участием Самарской области. По состоянию на 01.01.2017 в реестр имущества Самарской области включено 14,2 тыс. объектов недвижимого имущества (право собственности Самарской области зарегистрировано на 65,4% объектов), в том числе 5,2 тыс. объектов – земельные участки.

Вместе с тем проводилась работа по отчуждению имущества Самарской области в рамках исполнения прогнозного плана (программы) приватизации имущества Самарской области на 2016 – 2018 годы. За 2016 год в областной бюджет поступили средства в размере 78,6 млн. рублей.

В 2016 году проведена государственная кадастровая оценка объектов недвижимого имущества Самарской области по состоянию на 01.01.2016, составлен перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2017 год (включает в себя 31,4 тыс. объектов недвижимого имущества).

В 2016 году особое внимание уделялось применению принципа планирования и исполнения областного бюджета на основе государственных программ. По итогам года доля расходов, осуществляемых в рамках государственных и ведомственных целевых программ Самарской области, составила 80,6% (в 2015 году – 71%).

В течение 2016 года Правительством Самарской области проводилась работа по сохранению объема государственного долга на экономически безопасном уровне, достижению равномерного распределения во времени платежей по погашению и обслуживанию государственного долга, а также уменьшению расходов на обслуживание долговых обязательств Самарской области.

По состоянию на 01.01.2017 объем государственного долга Самарской области составил 67,4 млрд. рублей. По итогам 2016 года уровень долговой нагрузки на областной бюджет составил 55%, в том числе по рыночным обязательствам – 39%.

В целях соблюдения оптимальной структуры долгового портфеля и минимизации расходов на обслуживание государственного долга Самарской области в качестве основного источника финансирования дефицита областного бюджета в 2016 году выступали средства от размещения государственного облигационного займа в сумме 10 млрд. рублей.

Государственный облигационный займ Самарской области при ставке купона 9,64% годовых и сроке обращения 8 лет имел наиболее сбалансированные параметры среди аналогичных размещений субъектов Российской Федерации в 2016 году. В результате облигационный займ Самарской области был высоко оценен независимым экспертным сообществом, присудившим ему по итогам прошлого года премию Cbonds Awards «Лучшая сделка первичного размещения субфедеральных / муниципальных облигаций», подтверждающую репутацию региона как стабильного и надежного заемщика.

Также в 2016 году в областной бюджет сроком на три года были привлечены бюджетные кредиты из федерального бюджета для частичного покрытия дефицита бюджета Самарской области в целях погашения рыночных долговых обязательств в общем объеме 5,7 млрд. рублей. Привлечение указанных средств позволило сократить объем запланированного привлечения банковских кредитов на сумму 3,9 млрд. рублей, а также досрочно погасить банковские кредиты в объеме 1,8 млрд. рублей.

Эффективное управление государственным долгом в 2016 году позволило сократить запланированные расходы на его обслуживание более чем на 843 млн. рублей.

При поддержке Правительства Самарской области в 2016 году ООО «Технологии строительства СОФЖИ» был выпущен корпоративный облигационный займ в объеме 510 млн. рублей с привлечением средств населения региона для финансирования инвестиционного проекта «5 кварталов». Данный проект позволит придать дополнительный импульс развитию инфраструктуры Самарской области и в то же время не повлечет увеличение государственного долга. Проект является пилотным для регионов Российской Федерации и уже получил высокую оценку значимости для развития финансового рынка со стороны Центрального банка Российской Федерации.

В рамках межбюджетных отношений в 2016 году в Самарской области была продолжена практика предоставления органам местного самоуправления  так называемых «стимулирующих субсидий».

Перечень показателей социально-экономического развития, используемых для определения объема предоставляемых «стимулирующих субсидий» был дополнен новым показателем «Эффективность муниципального земельного контроля».

В течение 2016 года органами местного самоуправления «заработано»  3,4 млрд. рублей (с учётом итогов за 2015 год). При этом средний процент выполнения показателей социально-экономического развития за 11 месяцев 2016 года составил 94,4%. Среди лидеров – городской округ Сызрань (102,2%), муниципальные районы Кинель-Черкасский (107,5%), Кинельский (105,7%), Шигонский (105,2%), Безенчукский (101,5%).

Значительную роль сохраняют дотации местным бюджетам на выравнивание их бюджетной обеспеченности, которые были перечислены в размере 1,9 млрд. рублей. Благодаря их предоставлению удалось сократить степень дифференциации между пятью наиболее и пятью наименее финансово-обеспеченными муниципальными районами (городскими округами) по сравнению с расчётным уровнем бюджетной обеспеченности до выравнивания – с 2,7 до 1,5 раза.

В 2016 году органы исполнительной власти Самарской области продолжили работу по привлечению федеральных ресурсов на территорию региона. Объем предусмотренных для области федеральных средств на финансирование мероприятий в рамках 25 различного рода программ, средств фондов, а также средств из непрограммных источников составил 25,8 млрд. рублей.

Отчет о результатах деятельности МУФ СО за 2014 год

Отчет о результатах и основных направлениях деятельности министерства управления финансами Самарской области за 2014 год

 

Министерство управления финансами Самарской области (далее – министерство) является органом исполнительной власти Самарской области, обеспечивающим проведение в пределах своих полномочий финансовой, бюджетной и налоговой политики Самарской области и координирующим деятельность в этой сфере иных органов исполнительной власти Самарской области.


Основные приоритеты реализации бюджетной и налоговой политики в 2014 году были направлены на:
обеспечение сбалансированности и устойчивости бюджетной системы;
необходимость реализации задач, поставленных в указах Президента Российской Федерации от 07.05.2012;
оптимизацию действующих расходных обязательств и повышение эффективности использования финансовых ресурсов;
проведение эффективной налоговой и долговой политики;
совершенствование межбюджетных отношений.


По итогам исполнения областного бюджета 2014 года фактически произведенные расходы составили 143 870 млн. рублей. Объем дефицита бюджета составил 14 500 млн. рублей или 13,39% доходов без учета безвозмездных поступлений, что соответствует требованиям Бюджетного кодекса РФ.
Налоговая политика Самарской области направлена на поддержание сбалансированности бюджетной системы и стимулирование инвестиционной активности.


Благодаря проведенной совместной работе Правительства Самарской области и муниципальных образований, величина налоговых и неналоговых доходов консолидированного бюджета Самарской области в 2014 году по сравнению с 2013 годом выросла на 4 527 млн. рублей и составила 138 344 млн. рублей, что выше показателя 2013 года на 3,4%.


Положительная динамика поступлений налоговых и неналоговых доходов объясняется ростом финансово-экономических показателей Самарской области, а также реализацией четкой налоговой политики на территории региона, направленной на повышение налоговых доходов консолидированного бюджета.
В рамках государственной программы Самарской области «Управление государственными финансами и развитие межбюджетных отношений на 2014-2020 годы», утвержденной постановлением Правительства Самарской области от 14.11.2013 № 623, реализуется Программа совместных действий налоговых, контролирующих, правоохранительных и других органов и организаций в части использования потенциала доходов бюджетов всех уровней на территории Самарской области.


В рамках мероприятий по увеличению поступления налоговых и неналоговых доходов в консолидированный бюджет Самарской области министерством в 2014 году осуществлялась следующая работа:
1. Утверждены и реализуются совместные с Управлением федеральной налоговой службы по Самарской области и Управлением федеральной службы судебных приставов по Самарской области планы мероприятий по увеличению собираемости имущественных налогов, налога на имущество организаций, налог на прибыль организаций, налог на доходы физических лиц.
Реализация планов позволила поднять собираемость налогов, взимаемых с физических лиц: транспортного налога – с 75% в 2013 году до 81% в 2014 году; налога на имущество физических лиц – с 74% в 2013 году до 83% в 2014 году.


2. В целях упорядочения порядка предоставления налоговых льгот для организаций, осуществляющих инвестиционную деятельность на территории Самарской области, разработан проект закона Самарской области «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Самарской области» (Закон Самарской области от 27.11.2014№ 119-ГД). В результате принятых изменений предоставление льгот по налогу на прибыль и по налогу на имущество организациям-инвесторам будет происходить более планомерно, что позволит учитывать выпадающие доходы в связи с предоставлением указанных льгот при планировании доходов областного бюджета.
В целях предоставления государственной поддержки (налоговых льгот) организациям, осуществляющим инвестиционную деятельность на территории Самарской области исключительно по приоритетным видам экономической деятельности, был разработан проект постановления Правительства Самарской области «Об определении приоритетных видов экономической деятельности» (№ 823 от 25.12.2014).


3. Продолжена работа с крупными налогоплательщиками, осуществляющими деятельность на территории Самарской области, в том числе в части заключения Соглашений о сотрудничестве с Правительством Самарской области, направленных на увеличение налоговых поступлений в бюджет Самарской области, что позволит увеличить налоговые поступления от предприятий, входящих в состав консолидированных групп налогоплательщиков, а также филиалов и обособленных подразделений инорегиональных предприятий. Так, в 2014 году, в результате проводимой в рамках заключенных Соглашений работы, произошло увеличение поступлений налога на прибыль от предприятий, входящих в консолидированные группы налогоплательщиков, по сравнению с предыдущим годом на 1,4 млрд. рублей (124,6%).


4. Продолжилась координация деятельности органов местного самоуправления по актуализации базы данных налоговых органов в части уточнения сведений о земельных участках. Проведенные мероприятия в условиях переоценки кадастровой стоимости земельных участков способствовали увеличению поступлений земельного налога на 65 млн. рублей (на 1,3%).


5. Проведена работа, связанная с поступлением в областной и местные бюджеты доходов от размещения рекламных конструкций. В результате проведенной работы поступления доходов в консолидированный бюджет от размещения рекламных конструкций в 2014 году составили более 1 млрд. рублей.
Проведение вышеуказанных мероприятий позволило компенсировать негативные последствия для консолидированного бюджета Самарской области снижения темпов экономического роста как в регионе, так и в Российской Федерации в целом.
В ходе исполнения областного бюджета 2014 года и формирования областного бюджета на 2015-2017 годы особое внимание уделялось использованию программно-целевого подхода. По итогам 2014 года в два раза увеличилась доля расходов областного бюджета, осуществляемых в рамках госпрограмм (с 32,5% до 65% расходов). Областной бюджет на 2015-2017 год сформирован в программном формате - более 71% расходных обязательств Самарской области на 2015 год включено в государственные программы Самарской области или ведомственные целевые программы.
В 2014 году завершилась реализация программы Правительства Самарской области по повышению эффективности бюджетных расходов на 2012-2014 годы.
Целью Программы являлось создание правовых и финансовых условий повышения результативности и эффективности бюджетных расходов Самарской области, обеспечивающих дополнительные стимулы регионального развития. В соответствии с методикой оценки результативность реализации программы может быть признана высокой (по итогам 2014 года значение показателя результативности программы составило 93,3%).
Кроме того, в 2014 году продолжилась реализация Плана мероприятий по увеличению налоговых и неналоговых поступлений, сокращению государственного долга, оздоровлению государственных финансов Самарской области и повышению эффективности организации бюджетного процесса в Самарской области в 2013 - 2015 годах, утвержденного распоряжением Правительства Самарской области от 29.12.2012 № 619-р.


В целях обеспечения сбалансированности областного бюджета в ходе его исполнения были приняты дополнительные меры по реализации закона об областном бюджете в 2014 году (распоряжение Правительства Самарской области от 30.04.2014 № 311-р) в части включения в порядки предоставления субсидий, субвенций, грантов из областного бюджета, в том числе государственным бюджетным и автономным учреждениям Самарской области на финансовое обеспечение выполнения ими государственного задания, нормы о перечислении средств при представлении документов, подтверждающих фактически произведенные расходы или возникновение соответствующих денежных обязательств.


В течение 2014 года министерством проводилась работа по сохранению объема государственного долга на экономически безопасном уровне, достижению равномерного распределения во времени платежей по погашению и обслуживанию государственного долга, а также уменьшению расходов на обслуживание долговых обязательств Самарской области.
По состоянию на 01.01.2015 объем государственного долга Самарской области составил 53 292 млн. рублей. По итогам 2014 года значение уровня долговой нагрузки на областной бюджет по рыночным долговым обязательствам составило 39,7%, что ниже рекомендованного Министерством финансов Российской Федерации и установленного законом об областном бюджете на 2014 год предельно допустимого значения в размере 50%.


В сложившейся экономической ситуации, обусловленной рядом неблагоприятных факторов финансового и геополитического характера, повлекших ухудшение условий привлечения и повышение стоимости кредитных ресурсов на заемных рынках капитала для субъектов Российской Федерации, Самарской области удалось исполнить Программу заимствований в 2014 году в полном объеме на приемлемых для субъекта условиях.


Так, Самарская область разместила 7-летний облигационный заём в объеме 12 000 млн. рублей по самой низкой ставке купонного дохода среди субъектов РФ - 10% годовых. Также успешно в прошедшем году Самарская область по итогам проведенных аукционов заключила кредитные соглашения с банками на сумму 10 850 млн. рублей на срок от 3-х до 7 лет по ставкам от 10,44% до 11,2% годовых. Самарская область является единственным субъектом РФ, заключившим в 2014 году соглашения на предоставление банковских кредитных ресурсов на срок до 7 лет, по стоимости, которая в текущих рыночных условиях существенно ниже значения ключевой ставки ЦБ РФ.


Эффективное привлечение заимствований в 2014 году позволило сократить запланированные расходы на обслуживание государственного долга, что было достигнуто в том числе за счет реализации следующих мероприятий:
1. Привлечение из федерального бюджета бюджетных кредитов в объеме 3 337 млн. рублей с годовой процентной ставкой 0,1% для замещения ранее привлеченных рыночных долговых обязательств позволило уменьшить расходы на обслуживание государственного долга на 26,4 млн. рублей, экономический эффект от замещения банковских кредитов бюджетными кредитами в 2015-2017 годах составит 560 млн. рублей.
2. Корректировка сроков привлечения долгосрочных банковских кредитов в объеме 10 850 млн. рублей позволила сократить расходы на обслуживание государственного долга на 311 млн. рублей.
3. Сокращение срока привлечения краткосрочных банковских кредитных линий на покрытие кассовых разрывов в течение финансового года в объеме 4 000 млн. рублей снизило расходы на их обслуживание на 104 млн. рублей.
Необходимо также отметить, что в 2014 году разработана и утверждена постановлением Правительства Самарской области от 25.12.2014 № 826 долговая политика Самарской области на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов, которая закрепляет общие принципы и меры эффективного управления государственным долгом Самарской области.
В рамках межбюджетных отношений в 2014 году в Самарской области была продолжена практика предоставления органам местного самоуправления так называемых «стимулирующих субсидий».


Перечень показателей социально-экономического развития, используемых для определения объема предоставляемых «стимулирующих субсидий» был дополнен новым показателем «Отношение количества земельных участков, учтенных в базе данных налоговых органов, к количеству земельных участков, состоящих на кадастровом учёте (уменьшенному на количество земельных участков, находящихся в федеральной, региональной, муниципальной собственности, государственной собственности до разграничения и переданных в аренду, срочное безвозмездное пользование, а также имеющих статус «временный»)».
При плане распределённых субсидий в размере 3 857 млн. рублей органами местного самоуправления заработано (с учётом итогов за предыдущий год) 3 885 млн. рублей. При этом средний процент перевыполнения показателей социально-экономического развития за 11 месяцев 2014 года составил 101,1%. Среди лидеров – городских округов: Новокуйбышевск (105,9%) и Чапаевск (103,7%), муниципальных районов: Кошкинский (112,5%) и Кинель-Черкасский (109,8%).
Значительную роль сохраняют дотации местным бюджетам на выравнивание их бюджетной обеспеченности, которые были предоставлены в размере 1 925 млн. рублей. Благодаря их предоставлению, удалось сократить степень дифференциации между 5 наиболее и 5 наименее финансово обеспечен­ными муниципальными районами (городскими округами) по сравнению с расчётным уровнем бюджетной обеспеченности до выравнивания – с 4,2 до 1,3 раза.

Отчет о результатах деятельности МУФ СО за 2013 год
Отчет о результатах и основных направлениях деятельности министерства управления финансами Самарской области в 2013 годуДеятельность министерства управления финансами Самарской области связана с осуществлением функций финансового органа Самарской области. Сфера деятельности министерства как финансового органа Самарской области определяется Бюджетным кодексом Российской Федерации, областным законом «О бюджетном устройстве и бюджетном процессе в Самарской области», положением о министерстве управления финансами Самарской области, другими федеральными и областными законами и нормативными правовыми актами. Основой деятельности Министерства управления финансами Самарской области (далее – Министерство) является выработка и реализация единой налоговой и бюджетной политики, необходимой для устойчивого развития экономики и функционирования финансовой системы. Министерство в пределах своей компетенции обеспечивает выполнение и создает условия для оптимизации действующих и вновь принимаемых расходных обязательств Самарской области, необходимых для эффективной реализации полномочий и функций органов государственной власти области. Основными направлениями деятельности министерства в 2013 году являлись: обеспечение запланированных объемов поступлений налоговых и неналоговых платежей в областной бюджет и создание условий для увеличения поступления доходов в бюджет области; обеспечение выполнения расходных обязательств Самарской области, в том числе связанных с решением приоритетных задач социально-экономического развития, поставленных в указах Президента Российской Федерации от 07 мая 2012 года; создание условий для эффективного выполнения полномочий органов местного самоуправления; управление государственным долгом Архангельской области; расширение применения программно-целевых методов бюджетирования и обеспечение открытости информации о государственных финансах. Итоги исполнения областного бюджета за 2013 год по состоянию на 01.03.2014 Доходная часть. По состоянию на 01.01.2014 в областной бюджет поступило всего доходов в сумме 123 млрд. 707 млн. рублей, что составляет 95% от годовых плановых назначений, утвержденных Законом Самарской области «Об областном бюджете на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов» (в редакции от 25.12.2013 № 113-ГД). По сравнению с 2012 годом поступления доходов увеличились на 4 млрд. 944 млн. рублей, или на 4,2%. Исполнение областного бюджета по налоговым и неналоговым доходам за 2013 год составило 103 млрд. 684 млн. рублей, или 93,4% к годовым плановым расчетам. По сравнению с 2012 годом поступления налоговых и неналоговых доходов в областной бюджет увеличились на 2 млрд. 689 млн. рублей, или на 3%. По основным доходным источникам отмечалась следующая ситуация. Сумма поступлений по налогу на прибыль организаций по итогам 2013 года составила 39 млрд. 446 млн. рублей, или 86% к годовым плановым расчетам. По сравнению с 2012 годом поступления по налогу на прибыль сократились на 5 млрд. 869 млн. рублей, или на 13%. Снижение поступлений по данному налогу связано с ухудшением финансово-экономических показателей предприятий, входящих в консолидированные группы налогоплательщиков, а также организаций, являющихся обособленными подразделениями или филиалами инорегиональных компаний, что привело к значительному снижению поступления налога на прибыль в областной бюджет от указанных категорий налогоплательщиков. В тоже время по оперативной информации Самарастата за период январь-октябрь 2013 года прибыль прибыльных организаций Самарской области возросла в сравнении с аналогичным периодом прошлого года на 11,2%, что позволило частично компенсировать снижение поступлений от организаций, входящих в КГН. Индекс промышленного производства за 11 месяцев 2013 года составил 101,3% к соответствующему периоду 2013 года. Налог на доходы физических лиц за 2013 год поступил в размере 27 млрд. 269 млн. рублей, что составляет 101% к годовым плановым расчетам. По сравнению с 2012 годом поступления по данному налогу увеличились на 2 млрд. 903 млн. рублей, или на 12%. Увеличение поступлений в текущем году объясняется увеличением фонда оплаты труда, в том числе работникам учреждений бюджетной сферы. По оперативной информации Самарастат за период январь-октябрь 2013 года фонд заработной платы работников организаций и среднемесячная заработная плата работников увеличился на 13%. Поступления акцизов на алкогольную продукцию и пиво составили 10 млрд. 861 млн. рублей, или 94% от годовых плановых расчетов. По сравнению с 2012 годом поступления акцизов на указанную продукцию увеличились на 3 млрд. 706 млн. рублей, или на 52%. При этом поступления акцизов на пиво составили 9 млрд. 386 млн. рублей, или 111% от годовых плановых расчетов. По сравнению с 2012 годом поступления акцизов на пиво увеличились на 3 млрд. 022 млн. рублей, или на 47%. По оперативным данным объём производства пива на территории Самарской области в 2013 году составил 63 085 тыс. дал, что составляет 120% от уровня 2012 года (52 720 тыс. дал). Поступления акцизов на алкогольную продукцию с объёмной долей этилового спирта свыше 9% (водку) составили 1 млрд. 309 млн. рублей, или 45% от годовых плановых расчетов. По сравнению с 2012 годом поступления акцизов на водку увеличились на 614 млн. рублей, или на 88%, что вызвано ростом ставок акцизов в 2013 году и значительным увеличением объемов производства в декабре 2012 года (с уплатой акцизов в январе 2013 года по ставкам 2012 года). По оперативным данным объём производства водки на территории Самарской области в 2013 году составил около 2 092 тыс. дал, что составляет 89% от уровня 2012 года. Увеличение поступлений акцизов на алкогольную продукцию и пиво по сравнению с уровнем 2012 года объясняется индексацией ставок акцизов на алкогольную продукцию в среднем на 25-44% и увеличением объемов производства пива в Самарской области. Снижение поступлений акцизов на водку относительно плановых расчётов объясняется невыполнением производственных планов ООО «СК Родник», учтенных при формировании доходной части областного бюджета на 2013 год. Поступления доходов от акцизов на нефтепродукты за 2013 год составили 5 млрд. 680 млн. рублей, или 83% к годовым плановым расчетам. По сравнению с 2012 годом поступления доходов от акцизов на нефтепродукты увеличились на 341 млн. рублей, или на 6%. Увеличение поступлений доходов акцизов на нефтепродукты по сравнению с прошлым годом связано с увеличением ставок акцизов в среднем на 20-50% в зависимости от вида экологического класса топлива. Невыполнение годовых плановых расчетов объясняется изменением структуры производства нефтепродуктов в части увеличения доли продукции, имеющей экологический класс Евро-4 и Евро-5 и облагающейся по более низким ставкам. Налог, взимаемый в связи с применением упрощенной системы налогообложения, за 2013 год поступил в размере 3 млрд. 309 млн. рублей, что составляет 104% к годовым плановым расчетам. По сравнению с 2012 годом поступления по данному налогу увеличились на 523 млн. рублей, или на 19%, что объясняется увеличением налогооблагаемой базы (переход малого бизнеса с ЕНВД на упрощенную систему). Налог на имущество организаций поступил в размере 12 млрд. 622 млн. рублей, что составляет 100% от годовых плановых расчетов. По сравнению с 2012 годом поступления по данному налогу увеличились на 913 млн. рублей, или на 8%, что связано с увеличением налогооблагаемой базы, а также поэтапной отменой льгот по ряду объектов налогообложения (ж/д пути, трубопроводы, линии электропередач и пр.). Транспортный налог за 2013 год поступил в размере 2 млрд. 525 млн. рублей, что составляет 138% к годовым плановым расчетам. По сравнению с 2012 годом поступления транспортного налога увеличились на 293 млн. рублей, или на 13%, что связано с проведённой в 2012 году верификацией баз данных УФНС России по Самарской области и УГИБДД ГУ МВД России по Самарской области, а также с погашением задолженности за предыдущие налоговые периоды и уплатой налога юридическими лицами по увеличенным ставкам (в среднем +15% к уровню 2012 года). Налог на добычу полезных ископаемых поступил в размере 79 млн. рублей, что составляет 124% к годовым плановым расчетам. По сравнению с 2012 годом поступления увеличились на 16 млн. рублей, или на 26%, что объясняется увеличением объемов производства в 2013 году. Поступления государственной пошлины составили 110 млн. 989 тыс. рублей, или 114% к годовым плановым расчетам, что связано с увеличением поступлений государственной пошлины за совершение действий, связанных с лицензированием, сверх плановых расчетов. По сравнению с 2012 годом поступления государственной пошлины увеличились на 18 млн. 346 тыс. рублей, или на 20%. Поступления неналоговых доходов за 2013 года составили 2 млрд. 297 млн. рублей, или 99,7% от годовых плановых расчетов. По сравнению с 2012 годом поступления неналоговых доходов увеличились на 321 млн. рублей, или на 16%. Поступления неналоговых доходов складываются из следующих основных источников. Доходы от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности, поступили в сумме 1 млрд. 044 млн. рублей, что составляет 110% от годовых плановых расчетов. По сравнению с 2012 годом поступления увеличились на 366 млн. рублей, или на 54%. По данному виду неналоговых доходов отражены следующие поступления: поступления арендной платы за земельные участки, расположенные в границах городских округов, за 2013 год составили 452 млн. рублей, или 108% к годовым плановым расчетам. По сравнению с 2012 годом поступления увеличились на 31 млн. рублей, или на 7% в связи с погашением задолженности за предыдущие налоговые периоды; доходы от размещения временно свободных средств бюджетов поступили в сумме 445 млн. рублей, что составляет 124% от годовых плановых расчетов. По сравнению с 2012 годом поступления увеличились на 316 млн. рублей, или более чем в 3 раза; доходы от процентов, полученных от предоставления бюджетных кредитов внутри страны, за 2013 год составили 75 млн. рублей, что составляет 70% от годовых плановых расчетов. По сравнению с 2012 годом поступления увеличились на 22 млн. рублей, или на 40%. Рост поступлений объясняется увеличением объема действующих бюджетных кредитов, предоставленных муниципальным образованиям за счет средств областного бюджета, а также за счет средств, привлекаемых из федерального бюджета. Платежи при пользовании природными ресурсами за 2013 год составили 331 млн. рублей, или 135% от годовых плановых расчетов. По сравнению с 2012 годом поступления сократились на 21 млн. рублей, или на 6%. Основную долю поступлений в указанных платежах (88%) занимает плата за негативное воздействие на окружающую среду, поступления которой за 2013 год составили 292 млн. рублей, или 131% от годовых плановых расчетов. По сравнению с 2012 годом поступления увеличились на 2 млн. рублей, или на 1%. Доходы от оказания платных услуг (работ) и компенсации затрат государства поступили в сумме 70 млн. рублей, что составляет 128% к годовым плановым расчетам. По сравнению с 2012 годом поступления по данному виду неналоговых доходов увеличились на 22 млн. рублей, или на 46%, что связано с увеличением доходов от оказания платных услуг казенными учреждениями Самарской области. Доходы от продажи материальных и нематериальных активов поступили в сумме 75 млн. рублей, что составляет 18% от годовых плановых расчетов. Низкое исполнение годовых расчетов связано с неисполнением плана приватизации 2013 года. По сравнению с 2012 годом поступления уменьшились на 77 млн. рублей, или на 51%. Поступления штрафов, санкций и других сумм в возмещение ущерба поступили в 2013 году в сумме 727 млн. рублей, что составляет 123% к годовым плановым расчетам. Из них, штрафы за нарушение законодательства Российской Федерации о безопасности дорожного движения составили 555 млн. рублей (103% к годовым плановым расчетам). По сравнению с 2012 годом общая сумма штрафов, санкций и сумм в возмещение ущерба увеличилась на 26 млн. рублей, или на 4%; поступление штрафов за нарушение законодательства РФ о безопасности дорожного движения увеличилось на 42 млн. рублей, или на 8%. Поступления доходов дорожного фонда Самарской области за 2013 год составили 8 млрд. 199 млн. рублей, что составляет 95% к годовым плановым расчетам. По сравнению с 2012 годом поступления указанных доходов увеличились на 609 млн. рублей, или на 8%. Снижение поступлений доходов дорожного фонда от годовых плановых расчётов вызвано сокращением поступлений акцизов на нефтепродукты относительно прогноза на 2013 год, представленного УФК по Смоленской области. Сумма безвозмездных поступлений в областной бюджет за 2013 год составила 20 млрд. 023 млн. рублей, или 104,4% от годовых плановых назначений. По сравнению с 2012 годом безвозмездные поступления увеличились на 2 млрд. 255 млн. рублей, или на 12,7%. В составе безвозмездных поступлений следует отметить следующие источники: Дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности за 2013 год поступили в объеме 183 млн. рублей, или 100% от годовых плановых назначений. В 2012 году дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности Самарской области не были предусмотрены. Дотации на поддержку мер по обеспечению сбалансированности бюджетов за 2013 год поступили в размере 2 млрд. 268 млн. рублей, или 153% от годовых плановых назначений. Превышение плановых назначений объясняется поступлением 783 млн. рублей в конце декабря после внесения последних изменений в Закон об областном бюджете. За 2012 год сумма перечисленных дотаций составила 769 млн. рублей. Субсидии из федерального бюджета за 2013 год поступили в сумме 7 млрд. 871 млн. рублей, что составляет 100% от годовых плановых назначений. По сравнению с 2012 годом сумма перечисленных субсидий из федерального бюджета увеличилась на 1 млрд. 807 млн. рублей, или на 30%. Увеличение объема субсидий в текущем году сложилось за счет следующих поступлений: на осуществление ежемесячной денежной выплаты, назначаемой в случае рождения третьего ребенка или последующих детей до достижения ребенком возраста 3-х лет – на 100 млн. рублей (в 2012 году средства на указанные цели не поступали); на осуществление мероприятий по развитию службы крови – на 326 млн. рублей (в 2012 году средства на указанные цели не поступали); на модернизацию региональных систем дошкольного образования – на 823 млн. рублей (в 2012 году средства на указанные цели не поступали); на мероприятия по совершенствованию медицинской помощи больным с онкологическими заболеваниями – на 479 млн. рублей (в 2012 году средства на указанные цели не поступали); на реализацию программ поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций – на 23 млн. рублей (в 2012 году средства на указанные цели не поступали); на реализацию мероприятий, предусмотренных программами развития пилотных инновационных территориальных кластеров – на 329 млн. рублей (в 2012 году средства на указанные цели не поступали); на создание технопарков – на 258 млн. рублей, или более чем в два раза; на инженерно-геологические и инженерно-экологические изыскания и разработку проектно-сметной документации рекультивации территории бывшего ОАО «Средне-Волжский завод химикатов» – на 141 млн. рублей, или на 99%; на реализацию программы энергосбережения и повышения энергетической эффективности до 2020 года – на 68 млн. рублей, или на 63%; на финансовое обеспечение закупок диагностических средств и антивирусных препаратов для профилактики, выявления, мониторинга лечения и лечения лиц, инфицированных вирусами иммунодефицита человека и гепатитов В и С – на 36 млн. рублей, или на 111%; на оказание высокотехнологичной медицинской помощи гражданам РФ – на 48 млн. рублей, или на 26%; на реализацию мероприятий, направленных на снижение напряженности на рынке труда – на 9 млн. рублей, или на 67%; на реализацию мероприятий по обеспечению безопасности населения на метрополитене в рамках Комплексной программы обеспечения безопасности населения на транспорте – на 10 млн. рублей, или на 12%. Кроме того, в 2013 году в бюджет Самарской области поступили субсидии на поддержку сельскохозяйственных товаропроизводителей в области растениеводства и животноводства (в том числе на возмещение части процентной ставки по долгосрочным, среднесрочным, краткосрочным и инвестиционным кредитам, на поддержку племенного животноводства, на 1 литр реализованного товарного молока, на возмещение затрат по наращиванию маточного поголовья овец и коз, на приобретение элитных семян и др.) в общем объеме 1 млрд. 977 млн. рублей. В 2012 году в областной бюджет поступили субсидии на возмещение сельскохозяйственным товаропроизводителям части затрат на уплату процентов по кредитам, на поддержку элитного семеноводства, уход за многолетними насаждениями в общей сумме 834 млн. рублей. Вместе с тем, в 2013 году уменьшился объем субсидий по следующим направлениям: на реализацию федеральных целевых программ – на 81 млн. рублей, или на 16%; на модернизацию региональных систем общего образования – на 293 млн. рублей, или на 32%; на бюджетные инвестиции в объекты капитального строительства государственной собственности субъектов РФ – на 870 млн. рублей, или на 62%; на ежемесячное денежное вознаграждение за классное руководство – на 18 млн. рублей, или на 9%; на приобретение оборудования для быстровозводимых физкультурно-оздоровительных комплексов, включая металлоконструкции и металлоизделия – на 13 млн. рублей, или на 33%. В 2012 году поступили также субсидии из федерального бюджета на денежные выплаты медицинскому персоналу фельдшерско-акушерских пунктов, врачам, фельдшерам и медицинским сестрам скорой медицинской помощи (в размере 143 млн. рублей), на реализацию мероприятий по финансовому обеспечению оказания дополнительной медицинской помощи, оказываемой врачами-терапевтами участковыми, врачами-педиатрами участковыми, врачами общей практики (семейными врачами) (в размере 467 млн. рублей), на проведение противоаварийных мероприятий в зданиях государственных и муниципальных общеобразовательных учреждений (в размере 13 млн. рублей); на организацию дистанционного обучения инвалидов (в размере 18 млн. рублей); на приобретение специализированной лесопожарной техники и оборудования (в размере 24 млн. рублей); на компенсацию части потерь в доходах организациям железнодорожного транспорта в связи с принятием субъектами РФ решений об установлении льгот по тарифам на проезд учащихся (в размере 22 млн. рублей). В 2013 году поступление указанных субсидий не планировалось. Субвенции на реализацию переданных полномочий из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации за 2013 год поступили в сумме 6 млрд. 475 млн. рублей, или 100% от годовых плановых назначений. По сравнению с 2012 годом поступления увеличились на 408 млн. рублей, или на 7%. Увеличение объема субвенций в текущем году сложилось за счет увеличения следующих поступлений: на обеспечение жильем отдельных категорий граждан (ветеранов и инвалидов Великой Отечественной войны) – на 657 млн. рублей, или на 150% больше по сравнению с 2012 годом; на оплату жилищно-коммунальных услуг отдельным категориям граждан – на 247 млн. рублей, или на 9% больше по сравнению с 2012 годом; на осуществление полномочий в области лесных отношений – на 114 млн. рублей, или на 116% больше по сравнению с 2012 годом; на оказание государственной социальной помощи отдельным категориям граждан в части оплаты санаторно-курортного лечения, а также проезда на междугородном транспорте к месту лечения и обратно – на 6 млн. рублей, или на 5% больше по сравнению с 2012 годом; Вместе с тем в 2013 году уменьшились поступления субвенций по следующим направлениям: на реализацию полномочий по осуществлению социальных выплат безработным гражданам – на 653 млн. рублей, или на 38%; Кроме того, в 2012 году поступали субвенции на обеспечение жильем граждан, уволенных с военной службы и приравненных к ним лиц, в размере 221 млн. рублей. В 2013 поступление указанной субвенции не планировалось. Поступления иных межбюджетных трансфертов (за исключением средств, перечисленных из Территориального фонда обязательного медицинского страхования (далее – ТФОМС)) в 2013 году составили 1 млрд. 909 млн. рублей, или 100% от годовых плановых назначений. По сравнению с 2012 годом объем перечисленных иных межбюджетных трансфертов увеличился на 1 млрд. 584 млн. рублей, или более чем в 4 раза. Увеличение поступлений в текущем году объясняется поступлением межбюджетных трансфертов на финансовое обеспечение закупок антивирусных препаратов для профилактики и лечения лиц, инфицированных вирусами иммунодефицита человека и гепатитов В и С в сумме 920 млн. рублей, а также на реализацию мероприятий по подготовке и проведению чемпионата мира по футболе 2018 года в РФ, связанных с проектно-изыскательскими работами в целях строительства или реконструкции стадионов в сумме 560 млн. рублей. В 2013 году не были предусмотрены межбюджетные трансферты из ТФОМС на реализацию региональных программ модернизации здравоохранения субъектов Российской Федерации в части укрепления материально-технической базы медицинских учреждений (в 2012 году средства на указанные цели поступили в объеме 3 млрд. 708 млн. рублей). Кроме того, в 2013 году из ТФОМС поступили межбюджетные трансферты на единовременные компенсационные выплаты медицинским работникам в объеме 47 млн. рублей (в 2012 году на указанные цели поступило 112 млн. рублей). (Слайд 6) Из общего объема поступивших в доход областного бюджета средств федерального бюджета – 18,7 млрд. рублей муниципальным образованиям направлено 4,1 млрд. рублей. Всего же из областного бюджета направлено в местные бюджеты межбюджетных трансфертов в объеме 30,4 млрд. рублей. Из них: в форме дотаций было выделено 2,0 млрд. рублей; в форме субсидий – 16,1 млрд. рублей; в форме субвенций – 11,5 млрд. рублей; в форме иных межбюджетных трансфертов – 0,8 млрд. рублей. В целях обеспечения наиболее полного и эффективного освоения указанных средств министерством управления финансами в 2013 году проводился постоянный мониторинг остатков целевых средств областного и федерального бюджетов на счетах местных бюджетов Самарской области. В адрес финансовых органов муниципальных образований, а также в адрес главных распорядителей средств областного бюджета направлялись письма с просьбой проведения анализа причин возникновения указанных остатков. По результатам представленной муниципальными образованиями Самарской области информации практически все остатки целевых средств по состоянию на 01 декабря 2013 года планировались к освоению до конца 2013 года. (Слайд 7) Вместе с тем по состоянию на 01 января 2014 года общий остаток целевых средств на счетах муниципальных образований Самарской области составил по оперативным данным 1,3 млрд. рублей. Наибольший объем целевых остатков сложился по городским округам: Тольятти (372 млн. рублей), Самара (171 млн. рублей), Сызрань (103 млн. рублей). Наличие остатков средств по итогам отчетного года свидетельствует о недостаточно высоком уровне качества финансового планирования как со стороны главных распорядителей, так и со стороны муниципальных образований. Расходная часть. Кассовые расходы областного бюджета за 2013 год произведены в сумме 134,3 млрд. рублей. Областной бюджет по расходам исполнен на 93,2% от показателей сводной бюджетной росписи. По сравнению с 2012 года общий объем произведенных расходов увеличился на 17,2 млрд. рублей, или на 14,7%. Структура расходов областного бюджета в 2013 году по разделам бюджетной классификации приведена на следующем слайде. Наибольший удельный вес, как видно из слайда, занимают расходы на социальную политику (22,8%), образование (20,8%), национальную экономику (19,8%), здравоохранение (15,8%). В 2013 году планировалось реализовать в рамках программ 50 450 млрд. рублей, или 35% от общего объема расходов областного бюджета (с учетом безвозмездных поступлений), в том числе: в рамках областных целевых программ – 48 733 млрд. рублей; в рамках ведомственных целевых программ – 1 614 млрд. рублей; в рамках государственных программ 103 млн. рублей. При этом общее фактическое исполнение программных расходов составило 43 654 млрд. рублей, или 87% от плановых показателей и 33% от общего объема кассовых расходов областного бюджета за 2013 год. В целях реализации указов Президента РФ 2012 года в части повышения заработной платы отдельным категориям работников (педагогические работники, врачи, средний и младший медицинский персонал, работники культуры, социальные работники) в областном бюджете на 2013 год предусмотрены дополнительные средства (к уровню 2012 года) в объеме 5,8 млрд. рублей. Указанные средства позволили достичь целевых значений показателей по уровням средней заработной платы на 2013 год по всем категориям работников, за исключением педагогических работников дошкольных учреждений и учреждений дополнительного образования детей (по последним двум категориям исполнение составило по предварительным данным порядка 90 %). Недостижение 100% значений необходимого уровня средней заработной платы по вышеуказанным категориям работников обусловлено тем, что их значение зависит: по работникам дошкольных учреждений от уровня средней заработной платы в общем образовании, по работникам дополнительного образования детей – от средней заработной платы учителей. А значения уровней заработной платы в общем образовании и заработной платы учителей в 2013 году превысили плановые значения, предусмотренные в «дорожной карте» по отрасли образования. Объем кассовых расходов за счет инвестиций в объекты капитального строительства за счет средств областного бюджета в 2013 году составил 14,5 млрд. рублей, или 76% к годовому плану. При этом 22% в структуре инвестиционных расходов составили безвозмездные поступления. В 2012 году соответствующий удельный вес безвозмездных поступлений составил лишь 13%. Наибольший объем инвестиций в объекты капитального строительства был освоен следующими главными распорядителями средств областного бюджета: министерством строительства – 9,9 млрд. рублей (68% от общего объема инвестиций в объекты капитального строительства); министерством транспорта и автомобильных дорог – 2,5 млрд. рублей (17%); министерством энергетики и жилищно-коммунального хозяйства – 835 млн. рублей (6%). Общее количество лицевых счетов, открытых в министерстве управления финансами Самарской области для учета операций по исполнению областного бюджета, осуществляемых главными распорядителями, распорядителями и получателями средств областного бюджета, для учета операций со средствами, поступающими во временное распоряжение получателей средств областного бюджета, а также лицевых счетов для учета операций со средствами бюджетных и автономных учреждений, функции и полномочия учредителя в отношении которых осуществляют органы исполнительной власти Самарской области, составляет за 2013 год - 2194, что на 7% больше, чем в 2012 году. Изменение количества лицевых счетов в 2013 году обусловлено передачей муниципальных учреждений здравоохранения в собственность Самарской области, а также реорганизацией учреждений ветеринарии, в форме слияния в государственное бюджетное учреждение Самарской области "Самарское ветеринарное объединение". Кредиторская задолженность по областному бюджету составила по состоянию на 01 декабря 2013 года 1,9 млрд. рублей, или увеличилась на 0,7 млрд. рублей в сравнении с 2012 годом, и на 0,4 млрд. больше аналогичного показателя на 01.01.2012. Просроченная кредиторская задолженность отсутствует. В условиях снижения поступлений налоговых и неналоговых доходов в 2013 году министерством управления финансами принят ряд мер по обеспечению сбалансированности областного бюджета, в том числе разработка и обеспечение принятия нормативных правовых актов Правительства Самарской области (от 09.10.2013 № 667-р и от 18.10.2013 № 698-р). В соответствии с указанными нормативными правовыми актами: 1. Установлена приоритетность расходования средств областного бюджета на период с 09.10 по 31.12.2013, в соответствие с которой к первой группе приоритетности отнесены расходы, имеющие социальную направленность (публичные нормативные обязательства, в том числе меры социальной поддержки населения (социальные выплаты, пособия, премии, стипендии и т.д.), выплата заработной платы работникам органов исполнительной власти Самарской области и государственных казенных учреждений Самарской области и иные). 2. Министерством управления финансами обеспечено проведение заседаний комиссии по бюджетным проектировкам, по результатам которого были сформированы резервы по лимитам бюджетных обязательств, которые должны были обеспечиваться главными распорядителями средств областного бюджета. 3. Министерством управления финансами Самарской области осуществлялось согласование сведений о планируемом размещении заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг, предоставляемыми получателями средств областного бюджета. 4. Главными распорядителями средств областного бюджета средства на финансовое обеспечение выполнения подведомственными государственными бюджетными и автономными учреждениями государственного задания предоставлялись с учетом наличия на счетах указанных учреждений свободного остатка средств. Следует отметить, что на счетах государственных бюджетных и автономных учреждений Самарской области, открытых к счету 40601 министерства управления финансами Самарской области для отражения операций со средствами неучастников бюджетного процесса, формируются значительные остатки субсидий и бюджетных инвестиций, поступивших из областного бюджета. Так, наибольший остаток указанных средств достиг по состоянию на 04 октября 2013 года - 4,9 млрд. рублей. В связи с этим в целях повышения эффективности использования средств бюджетных и автономных учреждений планируется внесение изменений в нормативные правовые акты министерства управления финансами Самарской области в части установления механизма финансирования бюджетных и автономных учреждений в соответствии с планируемым кассовым расходом. Первым шагом к этому являются внесенные изменения в Порядок открытия и ведения лицевых счетов в министерстве управления финансами Самарской области, утвержденный приказом министерства от 13.12.2007 № 12-21/98, в части открытия главным распорядителям средств областного бюджета отдельных лицевых счетов для учета операций с субсидиями на выполнение государственного задания, с субсидиями на иные цели и бюджетных инвестиций. В целях определения мер, направленных на обеспечение сбалансированности областного бюджета, а также повышения эффективности использования средств областного бюджета при реализации Закона Самарской области «Об областном бюджете на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов» (далее – Закон) в 2014 году, министерством управления финансами Самарской области разработан проект постановления Правительства Самарской области «О мерах по реализации Закона Самарской области «Об областном бюджете на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов». Часть мер проекта постановления направлена на усиление контроля за предоставлением и использованием межбюджетных трансфертов, предоставляемых из областного бюджета. Так, главным распорядителям средств областного бюджета поручено: 1) усилить контроль за наличием неиспользованных остатков межбюджетных трансфертов, предоставляемых из областного бюджета, на счетах местных бюджетов. 2) в срок до 01.03.2014 принять меры по: а) определению потребности в целевых средствах, предоставленных из областного бюджета местным бюджетам и не использованных в 2013 году, и обеспечению их возврата в местные бюджеты (нормативными правовыми актами министерства управления финансами сроки возврата в местные бюджеты подтвержденных остатков межбюджетных трансфертов не установлены); б) распределению между муниципальными образованиями Самарской области субсидий местным бюджетам, предусмотренных Законом Самарской области «Об областном бюджете на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов». В случае внесения изменений в Закон об областном бюджете главные распорядители должны обеспечивать распределение субсидий между муниципальными образованиями Самарской области не позднее 30 календарных дней со дня опубликования Закона, предусматривающего внесение соответствующих изменений в Закон. Кроме того, согласно проекту постановления муниципальные образования Самарской области должны будут в текущем финансовом году обеспечить возврат остатков субсидий, предоставляемых из областного бюджета в форме межбюджетных трансфертов, образовавшихся по итогам проведения конкурсных процедур, в срок до окончания квартала, в котором осуществлялось проведение конкурсных процедур. В соответствии с Программой Правительства Самарской области по повышению эффективности бюджетных расходов на 2012-2014 годы в ходе формирования и исполнения областного бюджета проводится работа по оценке эффективности исполнения расходных обязательств Самарской области, рассматривается возможность сокращения отдельных расходов, исходя из их актуальности и эффективности, перераспределение высвобождающихся средств на более приоритетные и значимые направления. Так, в соответствии с мероприятиями Программы в целях повышения эффективности обеспечения функций государственного управления в 2013 году министерством управления финансами Самарской области проведён анализ бюджетных расходов, связанных с исполнением функций органов исполнительной власти Самарской области в целях выявления затрат, которые могли бы быть оптимизированы. В результате отдельные виды расходов на содержание органов государственной власти Самарской области в 2013 году сокращены на 47 млн. рублей, или на 6,2% по сравнению с первоначально запланированными расходами. По сравнению с первоначально утверждёнными бюджетными ассигнованиями 2012 года указанные расходы сокращены на 323 млн. рублей, или на 31,2% соответственно. Кроме того в целях повышения эффективности обеспечения функций государственного управления при формировании проекта закона Самарской области «Об областном бюджете на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов» отдельные виды расходов на содержание органов государственной власти Самарской области (за исключением фонда оплаты труда, коммунальных расходов и уплаты налогов) в 2014 году сокращены на 36,5% по сравнению с утверждёнными расходами 2013 года. Постановлением Правительства Самарской области (от 29.05.2013 № 226) утверждена методика оценки качества финансового менеджмента. Сформированные в соответствии с указанным постановлением рейтинги главных распорядителей подлежат размещению на официальном сайте в сети Интернет. В рамках оценки качества финансового менеджмента главных распорядителей средств областного бюджета планируется разработать и внедрить систему их стимулирования к совершенствованию процедур планирования и исполнения областного бюджета. Неотъемлемой частью бюджетного процесса в Самарской области является управление ликвидностью областного бюджета, направленное на безусловное исполнение денежных обязательств по мере наступления сроков платежей по ним, качественное и эффективное управление средствами областного бюджета. Эффективное управление ликвидностью положительно влияет на присвоение рейтингов региону. Рейтинговые агентства, давая оценку ликвидности субъекта Российской Федерации, определяют, в какой степени внутренние и внешние источники ликвидности могут в перспективе повлиять на его способность обслуживать и погашать свои долговые обязательства. Опыт последних лет показал, что политика создания «подушки безопасности» в периоды макроэкономической стабильности полностью оправдала себя. Закон Самарской области от 05.12.2011 № 129-ГД «О резервном фонде Самарской области» определил порядок формирования и использования средств резервного фонда. Для реализации его положений министерством был разработан приказ от 14.03.2013 № 01-07/9 «О Порядке управления и учета движения средств резервного фонда Самарской области». Неравномерность внутригодового поступления доходов и осуществления расходов бюджета по месяцам в пределах финансового года, крупные разовые выплаты из бюджета, связанные с обслуживанием государственного долга, другие обстоятельства, требующие проведения срочных разовых выплат за счет средств бюджета, а также недостаточно высокий уровень планирования, осуществляемого главными администраторами доходов и главными распорядителями средств областного бюджета, могут служить факторами, приводящими к возникновению временного кассового разрыва. Для решения данной проблемы необходима доработка нормативно-правовой базы в части внесения изменений в порядок составления и ведения кассового плана как инструмента оперативного управления и прогнозирования кассовых разрывов, а также автоматизация процесса ежедневного мониторинга фактических и плановых остатков средств на счете областного бюджета. Дефицит и источники финансирования дефицита. Дефицит областного бюджета был запланирован в объеме 13,9 млрд. рублей. Фактически дефицит областного бюджета сложился в объеме 10,6 млрд. рублей. Основными источниками финансирования дефицита областного бюджета являлись средства облигационного займа в объеме 8 300 млн. рублей, кредиты коммерческих банков на сумму 3 250 млн. рублей, кредитные ресурсы из федерального бюджета в сумме 134 млн. рублей. Кроме того, впервые был использован новый вид заимствования – заключен кредитный договор между Самарской областью и Международной финансовой корпорацией, входящей в Группу Всемирного банка, о предоставлении долгосрочного кредита в размере 2 000 млн. рублей. В 2013 году параметры государственного долга соответствовали требованиям Бюджетного кодекса РФ и Закона Самарской области «Об областном бюджете на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов». По состоянию на 01.01.2014 объем государственного долга Самарской области составляет 39 640 млн. рублей, что на 2 814 млн. рублей (7,6%) выше показателя предыдущего года. Фактический объем расходов на обслуживание государственного долга Самарской области по итогам 2013 года составил 2 455 млн. рублей, что не превышает установленного Законом об областном бюджете предельного объема расходов на обслуживание государственного долга Самарской области в сумме 2 529 млн. рублей и значительно ниже установленного Бюджетным кодексом РФ ограничения в размере 15% от расходов бюджета без учета расходов, осуществляемых за счет субвенций. По состоянию на 01.01.2014 значения долговой нагрузки на областной бюджет составили по всем видам долговых обязательств 38,23%, по государственным заимствованиям 38,22%, что ниже установленных Законом допустимых значений в размере 45% и 40% соответственно. В 2013 году осуществлено размещение временно свободных средств областного бюджета на банковских депозитах в объеме 66 500 млн. рублей. Доходы, полученные от размещения указанных средств на депозитных счетах, составили 445 млн. рублей.
Доклад «О результатах работы по формированию в муниципальных образованиях Самарской области доходной базы за счёт увеличения земельного налога и налога на имущество физических лиц на примере отдельных кадастровых кварталов»

Доклад
«О результатах работы по формированию в муниципальных
образованиях Самарской области доходной базы за счёт увеличения земельного налога и налога на имущество физических лиц на примере отдельных кадастровых кварталов»

(слайд 1)

Уважаемый Губернатор, уважаемые члены Совета!
Земельный налог и налог на имущество физических лиц являются доходными источниками бюджетов городских округов и поселений. В 2009 году поступления земельного налога в указанные бюджеты составили около 3,3 млрд. рублей, налога на имущество физических лиц – свыше 275 млн. рублей. Данные налоги, как я покажу далее, имеют значительный потенциал роста.
Министерство управления финансами Самарской области во исполнение пункта 4 Плана работы Совета по развитию местного самоуправления на второе полугодие 2010 года на примере отдельных кадастровых кварталов провело сравнительный анализ налогообложения земельных участков, выделенных под индивидуальное жилищное строительство, садоводство и гаражное строительство, а также объектов недвижимости, расположенных на этих земельных участках. По предложению налоговых органов анализу подверглись 3 кадастровых квартала, расположенных по адресу: г. Самара, Красноглинский район, п. Управленческий, территория бывшего гипсового карьера.
(слайд 2)
Управлением Росреестра по Самарской области по нашему запросу были предоставлены данные о 752 земельных участках, входящих в состав рассматриваемых кварталов, (пауза 5 секунд) (слайд 3) а также данные о регистрации прав на соответствующие земельные участки и находящиеся на них объекты недвижимости. (пауза 5 секунд) (слайд 4)Далее от налоговых органов были получены данные о начислении и уплате земельного налога и налога на имущество физических лиц без указания налогоплательщиков, что не нарушило налоговую тайну. (слайд 5) Для проведения указанного анализа был использован картографический материал, содержащий снимки земельных участков, объекты недвижимости и кадастровые номера земельных участков, предоставленный министерством экономического развития, инвестиций и торговли Самарской области. (слайд 6)Аналогичные данные можно найти в публичной кадастровой карте, размещённой на портале Росреестра. (пауза 5 секунд) (слайд 7)При содействии ТСЖ «Жигулёвские ворота», предоставившего адресную схему своей территории, в течение одного дня было проведено выездное мероприятие с осуществлением фотографирования объектов недвижимости и земельных участков.
Анализ полученных материалов показал следующее.

Земельный налог
В 3 кадастровых кварталах состоят на учёте 752 земельных участка, из которых 53 являются участками-«двойниками», которые к моменту проведения анализа вошли или были преобразованы в другие земельные участки с иными кадастровыми номерами, но по какой-то причине остались на кадастровом учёте. При этом начисление имущественных налогов в 6 случаях проводилось по участкам-«двойникам» повторно одним и тем же правообладателям. (Излишне начисленные суммы составили: по земельному налогу – 4 тыс. рублей, по налогу на имущество физических лиц – 15 тыс. рублей).
(слайд 8)
Кадастровая стоимость определена по 74% общего количества участков (559 участков) и не определена по 26% общего количества участков (193 участка), в том числе в 21% общего количества участков (119 случаев) не установлена категория земель (!) при фактическом нахождении земель в черте городского округа и в 1 случае не определены категория земель и вид разрешённого использования земельного участка. По 92 земельным участкам (16% от количества участков, имеющих оценку) кадастровая стоимость не была переоценена в соответствии с постановлением Правительства Самарской области № 473 от 10.12.2008. Данные факты свидетельствуют о технических ошибках в государственном кадастре недвижимости.
(слайд 9)
Ориентировочная сумма земельного налога по всем земельным участкам, за исключением участков-«двойников», могла составить около 1,5 млн. рублей. Сумма налога по участкам, уже имеющим кадастровую стоимость, составляет 626 тыс. рублей. Однако, в связи с отсутствием в налоговых органах достаточных для полного налогообложения сведений о земельных участках и их правообладателях сумма начисленного земельного налога в 2009 году составила 23% от налогового потенциала (349 тыс. рублей).
(слайд 10)
В 36% общего количества сведений (272 случая) отсутствуют нормализованные адреса земельных участков (например, адрес участка: г. Самара, дом 36 без указания улицы). В 28% общего количества сведений (212 случаев) не определено точное местоположение участков, в том числе и при использовании публичной кадастровой карты, размещённой на официальном сайте органов Росреестра. В связи с этим в указанных случаях невозможно было проверить наличие каких-либо объектов недвижимости на таких земельных участках.
(слайды 11 - 18)
В ходе проведения анализа были установлены 6 случаев, по которым отсутствуют данные о выделении земельных участков, что позволяет предполагать их самовольный захват и 2 случая нецелевого их использования, выразившиеся в размещении на земельных участках стационарных и нестационарных объектов (гаражей, хозяйственных построек, торговых павильонов и др.) физическими лицами и организациями (ООО «Торгмет»).
Комментарии к слайдам 13 – 16:
Хочу обратить внимание, что основное количество случаев самовольного захвата земельных участков выражается в расположении гаражей за пределами выделенных земельных участков. (пауза до окончания показа слайда 18)
(слайды 19 - 20)
Из состоящих на кадастровом учёте земельных участков с разрешённым использованием «для индивидуального жилищного строительства» и «для ведения садоводства» часть сформирована в границах лесного массива, что требует дополнительной проверки в части правомерности их постановки на кадастровый учёт и их выделения. Обращаю Ваше внимание, что на слайдах данные земельные участки обведены жёлтым цветом. (пауза до окончания показа слайда 20)

Налог на имущество физических лиц
(слайд 21)
В ходе проведения анализа было установлено, что из 752 земельных участков строения отсутствуют в 44% общего количества участков (326 участков). Кроме того, по 28% общего количества участков (212 участков) невозможно установить наличие или отсутствие на них объектов недвижимости в связи с неопределённостью местоположения на карте.
(слайд 22)
В результате наличие строений установлено в 28% общего количества участков (214 земельных участков), из которых: 98 участков с построенными жилыми домами; 1 участок с административным зданием ТСЖ «Жигулёвские ворота»; 1 участок, на котором расположены объекты юридического лица (ООО «Торгмет», ИНН - 6313000659); 58 участков с гаражами (в том числе с двухэтажными); 35 участков, на которых ведётся строительство домов; 21 участок, где в домах ведутся отделочные и другие заключительные работы. При этом ориентировочная сумма налога на имущество физических лиц по жилым домам, расположенным только на 98 участках, могла составить около 1,4 млн. рублей. Из перечисленных объектов недвижимости инвентаризационную оценку имеют 42 строения (20% от количества земельных участков, на которых установлено расположение строений). Из 98 построенных жилых домов инвентаризационную оценку имеют 35 домов, налог на имущество физических лиц уплачивается по 22, льготы у 13 владельцев жилья.
(слайд 23)
Из 58 гаражей инвентаризационную оценку имеют 2 гаража, при этом налог не уплачивается в связи с наличием льгот у владельцев. Обращаю Ваше внимание, что данные гаражи, по сути, представляют собой гаражные комплексы.
(слайды 24 - 29)
Хочу привести для примера фотографии объектов недвижимости, которые не облагаются налогом на имущество физических лиц (пауза 30 секунд для показа слайдов).
(слайд 30)
С учётом вышеизложенного, а также в связи с отсутствием регистрации прав, сумма начисленного налога на имущество физических лиц в 2009 году по рассматриваемым объектам недвижимости составила около 20% налогового потенциала (271 тыс. рублей).

По итогам анализа можно сделать следующие выводы:
1. С территорий, на которых осуществляется коттеджное строительство, в бюджеты городских округов и поселений не поступает до 77% земельного налога и до 80% налога на имущество физических лиц.
2. Значительная часть данных, имеющихся в государственном кадастре недвижимости, не позволяет осуществить налогообложение земельных участков и объектов недвижимости и идентифицировать земельные участки и объекты объекты недвижимости. Часть ошибок носит технический характер и может быть исправлена органами Росреестра, часть неточностей требует принятия решений органов местного самоуправления (о присвоении адресов, об уточнении видов использования земельных участков).
3. Ориентировочно в 2/3 случаях отсутствует заинтересованность правообладателей коттеджной недвижимости в регистрации прав на объекты недвижимости и, следовательно, происходит уклонение от налогообложения.
4. В отдельных муниципалитетах происходит малоконтролируемый самовольный захват земельных участков и нецелевое использование земельных участков.
(слайд 31)
При этом количество проверок муниципального земельного контроля год от года снижается.
Хочу отметить, что согласно пунктам 1 и 2 статьи 72 Земельного кодекса Российской Федерации муниципальный земельный контроль за использованием земель на территории муниципального образования осуществляется органами местного самоуправления или уполномоченными ими органами в соответствии с законодательством Российской Федерации и в порядке, установленном нормативными правовыми актами органов местного самоуправления. При этом, согласно пункту 16 Положения о государственном земельном контроле, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 19.11.2002 № 833 «О государственном земельном контроле», и в соответствии с пунктом 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 19.08.2004 № 418 «Об утверждении положения о Федеральном агентстве кадастра объектов недвижимости» органы Росреестра оказывают методическую помощь органам местного самоуправления в организации муниципального земельного контроля. Таким образом, основная работа по контролю за использованием земель возложена на муниципалитеты.
Справочно: за 9 месяцев 2010 года по Самарской области было проведено 2 390 проверок муниципального земельного контроля, в том числе по г.о. Самара – 401 проверка.
5. На территориях с коттеджной застройкой возможны нарушения экологических и санитарных норм при эксплуатации объектов недвижимости (несанкционированное использование водоносного горизонта, использование выгребных ям на уровне водоносного горизонта, самовольная свалка бытовых отходов).
Акцентирую Ваше внимание, что проведение анализа было осуществлено силами одного сотрудника министерства. Основная часть анализа проводилась в общей сложности в течение двух рабочих недель с использованием, в том числе общедоступных источников информации.

На основе проведённых мероприятий полагаем целесообразным провести следующие конкретные мероприятия:
1. Министерству управления финансами Самарской области направить описание проделанной работы в органы местного самоуправления в качестве методических рекомендаций, а органам местного самоуправления в течение 2011 года совместно с регистрирующими и налоговыми органами провести аналогичные мероприятия на территориях коттеджной застройки. На территории г.о. Самара данную работу необходимо проводить совместно с министерством имущественных отношений и министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области.
2. Управлению Росреестра по Самарской области провести работу по исключению технических ошибок в государственном кадастре недвижимости.
3. Органам местного самоуправления присвоить адреса земельным участкам, выделенным под индивидуальное жилищное строительство, садоводство и гаражное строительство.
4. Органам местного самоуправления продолжить сплошную выверку нормативных правовых актов о выделении земельных участков для внесения изменений с целью указания правильных видов использования земли в государственном кадастре недвижимости. Администрации г.о. Самара согласовать данный вопрос с министерством имущественных отношений и министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области.
5. Органам местного самоуправления, учитывая проделанную одним сотрудником министерства управления финансами Самарской области работу, организовать проверки муниципального земельного контроля в должном количестве.
6. Министерству природопользования, лесного хозяйства и охраны окружающей среды Самарской области рассмотреть возможность введения административной ответственности лиц, использующих выгребные ямы без соответствующих технических проектов.
7. Органам местного самоуправления совместно с органами государственной власти провести проверки соблюдения экологических и санитарных норм при эксплуатации объектов недвижимости (использования водоносного горизонта, размещения выгребных ям при отсутствии соответствующих проектов).
8. Министерству управления финансами Самарской области подготовить предложения по изменению федерального законодательства с целью увеличения собираемости земельного налога и налога на имущество физических лиц.
Вышеприведенные факты подтверждают неоднократно озвученный тезис, что земля является одним из наиболее серьезных ресурсов пополнения местных бюджетов. Резервы увеличения поступлений от использования земли, по оценке министерства управления финансами, превышают 2 млрд. рублей.
В целом работа по оценке резервов налогового потенциала муниципальных образований носит системный характер и проводится совместно с органами местного самоуправления с 2007 года.
(Слайд 32)
Министерством управления финансами ежегодно формируются паспорта доходов муниципальных образований. Данные паспорта основаны на объективных статистических данных и позволяют оценивать степень использования муниципалитетами собственного налогового потенциала и сравнивать показатели муниципалитетов между собой. Паспорта утверждаются главами муниципалитетов и публикуются на сайте министерства.
(Слайд 33)
Группировка муниципалитетов по статистическим показателям, связанным с удельными показателями поступления налогов позволяет рассчитать резервы увеличения налоговых поступлений по каждому муниципалитету. Рассмотрим резервы по основным доходным источникам местных бюджетов
(Слайд 34)
Налог на имущество физических лиц. Резервы в целом по всем муниципалитетам составляют 215 млн. рублей и сопоставимы с поступлениями налога. Рассмотрение такого показателя как поступление налога на один проинвентаризированный объект с учетом уровня рассылки налоговых уведомлений и собираемости налога показывает значительную дифференциацию показателей. В сопоставимых по характеристикам частной недвижимости Ставропольском, Красноярском и Волжском районах данные показатели отличаются в разы и даже на порядок и составляют 520, 190 и 34 рубля соответственно. Показатели Отрадного, Жигулевска и, например, периферийного Больше-Черниговского районов превышают показатели Самары и Тольятти. Максимальный рост поступлений 2009/2008 – Кинельский район 218%, минимальный - Больше-Черниговский район снижение на 30 %.
ЕНВД. Резервы в целом по всем муниципалитетам составляют 275 млн. рублей и составляют примерно пятую часть от поступлений налога. Использование данных резервов связано с увеличением коэффициентов К2 для отдельных видов деятельности. Однако для отдельных муниципалитетов более значительными резервами является снижение доли нулевых деклараций по налогу.
(Слайд 35)
Так, в Волжском районе, городах Новокуйбышевск и Чапаевск нулевые декларации сдает каждый восьмой налогоплательщик, в Богатовском районе каждый десятый, Алексеевском и Камышлинском районах каждый пятнадцатый. Полагаю, что власти на местах как никто представляют картину по работе малого бизнеса. Для снижения доли нулевых деклараций необходимо проведение определенных мероприятий и взаимодействие с налоговыми органами. Максимальный рост поступлений 2009/2008 – Красноармейский район 172%, минимальный - Шенталинский район снижение на 46 %.
Налог на доходы физических лиц. Резервы в целом по всем муниципалитетам составляют 1,7 млрд. рублей и составляют примерно 13 % от поступлений налога. Использование данных резервов связано с активизацией деятельности балансовых комиссий, существующих на уровне районных налоговых инспекций. Однако их деятельность часто игнорируется местными властями при открытости налоговых органов и их готовности к совместной работе. Часто приходится слышать от глав доводы, что действующее распределение налоговых платежей не стимулирует местные власти к привлечению инвестиций. Учитывая, что инвестиции напрямую связаны с образованием новых рабочих мест, полагаю, что 40 % налога на доходы физических лиц, зачисляемых в местные бюджеты, является серьезным стимулом для поиска инвесторов. Максимальный рост поступлений 2009/2008 – Больше-Черниговский район 118%, минимальный - Чапаевск снижение на 21 %.
Заканчивая выступление, хочу отметить, что для увеличения доходной части местных бюджетов в большинстве случаев необходима целенаправленная, хорошо планируемая и постоянная деятельность органов местного самоуправления. Министерство управления финансами со своей стороны готово оказать необходимую помощь.

Заседание расширенной коллегии министерства управлении финансами Самарской области по вопросам организации межбюджетных отношений в Самарской области и долговой политики Самарской области

21 июля 2010 года состоялось заседание расширенной коллегии министерства управлении финансами Самарской области по вопросам организации межбюджетных отношений в Самарской области и долговой политики Самарской области.
В заседании расширенной коллегии приняли участие представители главного правового управления аппарата Правительства Самарской области, министерства экономического развития‚ инвестиций и торговли Самарской области, аппарата Правительства Самарской области, финансовых органов муниципальных образований Самарской области.
Ознакомиться с протоколом расширенного заседания коллегии министерства управления финансами Самарской области и материалами расширенной коллегии можно скачав их по приведенным ниже ссылкам:

 

 

Раздаточные материалы с семинара 15 мая

15 мая состоялся семинар-совещание на тему "Совершенствование бюджетного процесса в условиях реформирования бюджетных учреждений". Организаторами семинара выступили министерство управления финансами Самарской области и ООО ЦИТ "Парус-Волга".
В семинаре приняли участие: заместитель директора Департамента бюджетной политики и методологии министерства финансов Российской Федерации Романов С.В., заместитель председателя Правительства Самарской области - министр управления финансами Самарской области Иванов П.А., заместитель министра имущественных отношений Самарской области - руководитель департамента распоряжения государственным имуществом и корпоративной политики Шевченко М.В., заместитель министра здравоохранения и социального развития Самарской области – руководитель департамента социальной защиты населения, статс-секретарь Ханжин Е.В., представители главных распорядителей Самарской области, муниципальных районов Самарской области.
Ознакомиться с материалами можно скачав их по ссылке: